10 советов для стартапа в сфере онлайн-образования

В рубрике «Пятничный EdMarket» — сборник советов от группы авторов «Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес»

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Книга «Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес» (издание подготовлено при поддержке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)) — это сборник советов ведущих экспертов рынка и основателей стартапов. Выбрали для вас 10 принципов, о которых полезно помнить на этапе старта любому предпринимателю. 

1) Найдите партнера

Успех стартапа во многом зависит от его основателей — их энергии и компетенций. Запускаться в одиночку можно, но велик риск, что вы выдохнетесь в середине пути, так и не дойдя до запуска. 

Ищите партнера и имейте в виду: лучше, если это будут не родственники и не близкие друзья. Создавать бизнес с нуля — нелегкое занятие, и велик риск потерять и друзей и бизнес. 

Отсюда пара правил:

  • выбирайте в партнеры людей, с которыми вам комфортно работать и общаться. Хорошо, когда соучредители дополняют друг друга по навыкам и личностным качествам (например, один может взять на себя маркетинг, а другой — методику преподавания и вести занятия). 
  • договаривайтесь обо всех условиях «на берегу». Решите, как вы делите прибыль, во что вкладываете заработки, как поступите, если кто-то из вас захочет выйти из стартапа. Лучше всего заключить договор, в котором вы пропишете все пункты соглашения. 

Запустите собственный проект во время обучения на курсе «Система: Запуск и продюсирование онлайн-курсов». 

2) Решайте реальные проблемы пользователей

Лучшие идеи для стартапов появляются из проблем, с которыми пользователи сталкиваются ежедневно и за решение которых готовы заплатить. 

Чтобы узнать, в чем эти проблемы заключаются:

  • изучайте целевую аудиторию. Разговаривайте с людьми очно и в соцсетях, изучайте профили ваших потенциальных пользователей, подписывайтесь на форумы, где они общаются, и смотрите, какие темы их волнуют. 
  • разговаривайте с людьми о своей идее. Нет смысла держать в секрете идею для онлайн-курса. Без воплощения — а также без команды, бизнес-модели, других составляющих — она ничего не стоит. Поэтому рассказывайте о том, какой курс хотите запустить, как можно большему количеству людей. Спрашивайте их мнение, и вы получите множество инсайтов для разработки продукта. 

3) Исследуйте проекты, которые уже работают на рынке

Вряд ли вам первому пришла в голову гениальная идея, которая раньше никому в голову не приходила, но вам принесет миллиарды. Скорее всего, в нише, в которую вы собираетесь зайти, уже есть конкуренты. Если их нет — возможно, это знак того, что и денег в этой нише нет тоже. 

  • изучите с близкими вам темам. Попробуйте оценить, как много у них подписчиков, какие бесплатные активности они проводят, как организуют обучение и продвижение. Сходите на несколько бесплатных вебинаров и посмотрите, какие вопросы задают слушатели (это тоже отличный источник инсайтов для образовательного продукта)
  • обратите внимание на косвенных конкурентов. Например, если вы запускаете онлайн-школу, где учите детей программированию, вашими косвенными конкурентами будут те, кто организует арт-кружки онлайн и другие проекты, которые борются за внимание детей. 
  • подумайте, чем вы будете отличаться от конкурентов. Как вы сможете улучшить сервис или предложить клиентам услугу, которой нет у других компаний. 
  • очень полезно пройти обучение в 1-2 проектах, чтобы посмотреть, как устроена «внутренняя кухня» онлайн-школы изнутри. 

4) Рассчитайте экономику идеи

Хотя бы приблизительно, на коленке. Еще до разработки продукта вы должны хорошо представлять себе, за счет чего вы будете получать прибыль и почему клиенты должны вам платить. 

Сколько клиентов заинтересуются вашим продуктом? Как часто они будут его покупать? Сколько будут готовы заплатить и во сколько вам обойдется привлечение клиентов?

Иногда уже на этом этапе оказывается, что вы планируете работать в убыток. Тогда стоит подумать, как доработать идею, чтобы далее вы смогли ее масштабировать.

5) Тратьте на первом этапе как можно меньше

Чтобы разработать курс с базовым функционалом и проверить идею на первых пользователях, вам не нужны большие бюджет и команда. Вполне реально запустить проект вдвоем, разделив задачи с партнером, с минимальным бюджетом. 

На первых этапах точно не стоит тратить деньги на:

  • аренду офиса и закупку дорогостоящего оборудования. Вы вполне можете работать в формате домашнего офиса или в коворкингах
  • на создание дорогого в обслуживании банковского счета с большим количество дополнительных услуг. Вам понадобятся просто интернет-банкинг и дебетовая карта
  • на участие в конференциях, пока у вас нет собственного продукта. Сначала займитесь его созданием
  • на годовую оплату тех или иных онлайн-инструментов. Например, не стоит на первом этапе покупать платформу сразу на год, даже если кажется, что это выгодно. Оплачивайте сервисы помесячно или пользуйтесь бесплатными инструментами. 

От идеи до запуска и масштабирования проекта на курсе «Система: запуск и продюсирование онлайн-курсов».

6) Запускайтесь быстрее

Даже не потому, что нужно успеть занять свою нишу, а потому, что пока вы не запустились, вы топчетесь на месте и строите догадки, вместо того, чтобы проверить идею на практике. 

7) Удивляйте сервисом

Продемонстрируйте клиентам идеальное к ним отношение — и они простят отдельные недоработки продукта на старте. 

Пока еще хороший сервис в российских компаниях — скорее исключение, чем правило. Станьте этим исключением. Для этого:

  • оперативно отвечайте на запросы клиентов
  • собирайте у них обратную связь
  • предлагайте бесплатные услуги за развернутую обратную связь на ваши продукты. 

8) Делайте то, что можете измерить

Выберите ключевые показатели — например, рост аудитории или количество платных заявок — и каждый день анализируйте, как и почему меняются цифры. 

Постепенно вы поймете, как каждое изменение (будь то дизайн кнопки на сайте или дополнительное письмо в прогревающей цепочке) влияют на ключевые показатели. 

9) Ищите сотрудников с горящими глазами

Вам нужна команда, которая разделяет ваши ценности и верит в успех. Искренность, желание работать на результат, готовность к разнообразным задачам могут оказаться даже важнее навыков и опыта. 

10) Не назначайте точную дату старта проекта

Скорее всего, старт пройдет не по плану, и вы будете корить себя за несобранность. Лучше определить месяц старта и двигаться к цели постепенно. 

Что еще почитать?

5 факапов начинающего образовательного онлайн-проекта

Стартап на миллиард: как запустить образовательный проект с минимальными затратами

Как открыть онлайн-школу: кейс выпускника EdMarket

Другие статьи