45 советов для образовательного проекта

22 февраля на бесплатной онлайн-конференции SkillsPuzzle 2.0 выступили 10 экспертов рынка онлайн-образования, которые рассказали обо всех этапах запуска и продвижения образовательного продукта. В этом материале — самые важные советы и инсайты из выступлений.

5 советов для руководителя образовательного онлайн-проекта

EdMarket Lab: как это было?

Анастасия Карпова

руководитель EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

  1. Не воспринимайте проект в онлайн-образовании как «бизнес под пальмой», не требующий вложений денег и сил. Запланируйте на работу над проектом достаточно личного времени и накопите «финансовую подушку безопасности», чтобы у вас было время выйти на окупаемость. Примерные траты начинающего онлайн-проекта смотрите на картинке.

2. Уже на старте задумайтесь над созданием линейки курсов и подготовьте предложения для разных целевых аудиторий. Так вы увеличите LTV (срок «жизни» на проекте клиента), и вам не придется каждый раз тратить огромные рекламные бюджеты на привлечение новой аудитории.

3. Составьте бизнес-план и воспринимайте его прежде всего как самокоучинг: возможность оценить ресурсы и активы. Шаблон для бизнес-плана смотрите здесь.

4. Определите модель монетизации образовательного проекта (за что вы будете получать деньги). Прописывая планы продаж, постарайтесь сделать их реалистичными. Для этого рассчитайте, сколько человек вы сможете набрать на один курс, и умножьте это число на средний чек. Чуть подробнее о моделях монетизации образовательного проекта ищите в блоге.

5. Проверяйте идеи в бою. Никто не скажет, насколько хорош ваш проект, пока вы не представите его на рынке. Поэтому хорошая идея: выкатить образовательный продукт в формате MVP, а затем дорабатывать его.

Что еще почитать?

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Все этапы создания образовательного проекта ждут вас на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта»

5 правил организации команды образовательного проекта

Андрей Лобанов

основатель «Алгоритмики»

  1. Ставьте «правильные» цели. Я использую методику SMART и считаю, что цель должна быть:

а) конкретной. Не «работать эффективнее», а «увеличить выручку за курс в 2 раза в течение года»

б) измеримой (ответьте себе на вопрос: «Благодаря каким показателям вы поймете, что достигли цели?»)

в) достижимой (людей не мотивирует гонка к невозможному)

г) релевантной (маленькая цель должна вести к большой, а не уводить в сторону)

д) ограниченной во времени (цель «стать лучше когда-нибудь» не работает).

  1. Определите большие цели, к которой стремится команда. Затем декомпозируйте их на более мелкие и распределите между сотрудниками, чтобы каждый из них понимал, над какой целью сейчас работает и как его успехи влияют на общие достижения. Не забывайте о контроле и координации. И аналитике: придя к результату, отведите время на то, чтобы задуматься, туда ли вы пришли.

3. Дробите большие и подводите промежуточные итоги. Так при выполнении большой задачи вы не получите через месяц работы результат, который вас не устраивает. Проводите регулярные индивидуальные встречи с участниками команды, чтобы обсудить выполнение их личных задач.

4. Не набирайте в команду одних новичков. Вы не успеете их обучать и думать одновременно в 20 направлениях. Вам нужны руководители, которые будут закрывать конкретное направление с вашим минимальным участием. Небольшая компания? Тогда отдайте часть функций на аутсорс.

5. Независимо от величины команды, устройте небольшой корпоративный университет, чтобы сотрудники привыкли обучаться постоянно. В «Алгоритмике» раз в неделю один из членов команды рассказывает о прочитанной бизнес-книге, а раз в месяц мы приглашаем спикера прочесть команде интересную лекцию.

Что еще почитать?

Как управлять удаленной командой?

Как проводить customer development*?

Рената Гизатулина, Куратор образовательных программ в EdMarket, Dedu

Рената Гизатулина

куратор образовательных проектов в EdMarket, Dedu

*Customer development — тестирование идеи курса на потенциальных потребителях.

  1. Проводите количественные и качественные исследования целевой аудитории. Качественные направлены на то, чтобы получить интересные идеи, «фишки», которые вы включите в курс. Количественные помогут проверить гипотезу и подтвердить данные. Очень часто образовательные проекты проводят количественные исследования, забывая о качественных. Не упустите возможность получить инсайты для вашего проекта.
  2. Определите ядро вашей целевой аудитории и в первую очередь работайте с ним. Ядро — это люди, которые первыми купят ваш продукт. Например, если вы работаете с двумя сегментами — собственниками бизнеса и наемными сотрудниками — стоит на начальном этапе сосредоточиться на одном.
  3. Перед началом интервью установите человеческий контакт. Представьтесь, расскажите о целях разговора. Будьте честны — это подкупает. Обязательно оговаривайте время, которое продлится интервью. Хороший тон — договориться о 20-минутном разговоре.
  4. Начинайте с общих вопросов: попросите рассказать, что привело человека в профессию, какие задачи он выполняет. Затем можно спросить о трудностях, с которыми сталкивается и как их решает. Не слишком эффективно спрашивать: «Чему бы вы хотели научиться?» Хуже этого — только вопрос «Хотите ли вы купить наш продукт?» Просите рассказать конкретные истории и задавайте как можно больше вопросов «почему?», чтобы выйти на глубинные мотивы.
  5. Анализируя интервью, ищите повторяющиеся мотивы и запросы. Как правило, достаточно 10 бесед с ядром целевой аудитории, чтобы получить необходимую информацию и проверить гипотезу.

Что еще почитать?

Customer development: инструкция по применению

Как создать качественный образовательный продукт?

Марина Литвинова, программный директор EdMarket

Марина Литвинова

программный директор EdMarket 

  1. Качественному образовательному курсу нужен методист. Потому что:
  • дать качественную информацию — не значит обучить. Вам нужно выстроить образовательную траекторию, чтобы добиться результата
  • вы не сможете целиком и полностью полагаться на эксперта в вопросе обучения. Не всегда знающий специалист и эксперт-практик умеет хорошо преподавать
  • вы не можете оставить обучение «на совести» студентов. Самообучение — не то, за что люди будут платить.
  1. Создавая программы для онлайн-курсов, мыслите от финального результата. Продумайте, чему научится человек на проекте, какие у него появятся умения. Тогда вы сможете спроектировать образовательный опыт.
  2. Хорошая идея: при составлении программы опираться на скиллсет профессии (набор навыков, которым должен обладать специалист. Скиллсет можно составить, просмотрев вакансии на любом сайте по поиску работы). Скиллсет подскажет вам, что включить в диплом, диплом даст основу для практических заданий, практика — основу для теоретического материала.
  3. Не забывайте про образовательную среду. Выстраивайте экосистему, где человек сможет развиваться и получит ответы на вопросы. Это могут быть закрытые чаты, сообщества, библиотеки знаний.
  4. Оперативно реагируйте на обратную связь и работайте над мотивацией студентов. Помните, что мотивация, как правило, выстраивается на нескольких запросах: увеличить доход, избежать ошибок, сэкономить ресурсы, получить признание, стать уникальным. Проанализируйте, какие из мотиваторов лучше всего работают для ваших студентов и используйте их, чтобы помочь слушателям дойти до финала.

Готовим знающих методистов на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Продюсер онлайн-курсов: как работать с экспертами?

Вторая онлайн-конференция Skills Puzzle 2.0 – EdMarket

Анна Мосягина

продюсер образовательных программ в «Нетологии»

  1. Ищите экспертов для ваших курсов в профильных сообществах, на конференциях, на сайтах вакансий и по рекомендациям знакомых.
  2. Не гонитесь за «звездными» экспертами — медийными фигурами, известными на рынке. Слушатели онлайн-курсов выбирают обучение, ориентируясь не только (и не столько) на громкие имена. Многих привлекает тема, хорошие отзывы, компания, которая проводит обучение.
  3. Если вы нашли грамотного эксперта, который вас устраивает, постарайтесь снять с него рутинную работу, чтобы ваше сотрудничество было продуктивным и длительным.
  4. Не доверяйте эксперту все задачи, связанные с обучением. Даже самый знающий эксперт не знает ваших методик, аудитории и что хотите получить на выходе. По крайней мере, пока вы ему об этом не расскажете. Задача продюсера — настроить взаимодействие и наладить совместную работу над программой.
  5. Ищите способы нематериальной мотивации экспертов. Например, многие преподаватели заинтересованы в том, чтобы поделиться знаниями, работать в качественном проекте, создать сообщество специалистов.

Что еще почитать?

Как избавить преподавателей от “проклятия знаний”?

Обучаем продюсеров образовательных проектов на курсе «Продюсер онлайн-курсов»

Маркетинг образовательного проекта

Вторая онлайн-конференция Skills Puzzle 2.0 – EdMarket

Алина Сакаева

marketing product онлайн-школы «Фоксфорд»

  1. Работа над маркетингом образовательного проекта начинается не с выбора каналов продвижения, а с изучения аудитории и общения с ней. Первый этап — понять «боль» ваших потенциальных клиентов и как вы сможете решить ее с помощью обучающего проекта.

Алгоритм создания маркетинговой стратегии для образовательного проекта

2. Чтобы понять потребности аудитории, проанализируйте запросы на Wordstat (количество запросов по вашей теме и их сезонность), а также запросы в соцсетях.

3. Не пытайтесь создавать курс для всех и каждого. Вашу аудиторию составляют люди из очень разных сегментов. У каждого из них свои проблемы и ожидания от обучения. «Упаковывайте» рекламные сообщения и образовательный продукт отдельно для каждого сегмента.

4. Тестируйте рекламные сообщения и запускайте на широкую аудиторию самые удачные из них.

5. Фиксируйте дополнительные потребности, которые выявляете у аудитории. Они вряд ли пригодятся на первом этапе, зато с их помощью вы сможете дорабатывать продукт и обеспечите допродажи.

Секреты успешных продаж на курсе «Маркетолог образовательных продуктов»

Как настроить продажи в образовательном проекте?

Вторая онлайн-конференция Skills Puzzle 2.0 – EdMarket

Надежда Федосова

директор по продажам онлайн-школы «Фоксфорд»

  1. Помните, что без настроенной системы продаж вы вряд ли добьетесь успеха. Качество продукта, безусловно, влияет на продажи, и «сарафанного радио» никто не отменял, но без системного подхода они не смогут обеспечить взлет образовательного проекта.
  2. Опишите все составляющие процесса продаж в образовательном проекте. Что и кому мы продаем? Откуда приходят клиенты? Какими скриптами пользуются менеджеры? Какова схема взаимодействия с постоянными клиентами? Таким образом, вы создадите корпоративный стандарт работы отдела продаж.
  3. Не набирайте в отдел продаж исключительно молодых амбициозных сотрудников без опыта. Хорошее решение: менеджеры по продажам, схожие с вашей целевой аудиторией. Например, если вы занимаетесь подготовкой к ЕГЭ онлайн, лучшими менеджерами будут родители школьников, которые понимают «боли» ЦА.
  4. Постоянно обучайте менеджеров по продажам, чтобы не потерять качество. Со временем скрипты могут забываться, упрощаться, а энтузиазм пропадать. Регулярное обучение и повышение мастерства справятся с этой проблемой.
  5. Внедряйте CRM-системы и автоматизируйте все процессы, которые только возможно.

Правовая упаковка онлайн-продукта

Практическая конференция по онлайн-образованию и корпоративному обучению EdMarketLab, Екатерина Кулакова

Екатерина Кулакова

юрист проекта «Фоксфорд»

  1. Получите образовательную лицензию, если у вас есть образовательная программа, курс длится дольше 16 часов, обучение заканчивается образовательной аттестацией и вы выдаете диплом (аттестат, удостоверение). Все это означает, что вы ведете образовательную деятельность.
  2. Не забудьте получить согласие пользователя на рассылку рекламных материалов. Например, при получении персональных данных.
  3. Избегайте на лендинге и в любых рекламных сообщениях формулировок «самый лучший» и других утверждений, которые вы не можете подтвердить.
  4. Заключайте договор с экспертами и прописывайте, какой контент они создают и какой объем прав передают вам. Вы можете получить по договору исключительные права на использование контента или договориться с экспертом об ограничениях.
  5. Используя чужую интеллектуальную собственность, проверяйте разрешенные способы использования материалов, получайте права на использование чужих материалов или цитируйте часть материалов, указывая источник цитирования и автора.

Что еще почитать?

Четыре фейла из жизни онлайн-образования, и как их избежать

KPI образовательного проекта

Менеджер корпоративного онлайн‑обучения, Алексей Полехин

Алексей Полехин

руководитель направлений Data Science & Human Resources  «Нетологии-групп»

  1. Используйте KPI (ключевые показатели эффективности), чтобы анализировать результаты работы и уровень достижения поставленных целей.
  2. Ни один показатель — не абсолютная величина. Отслеживайте, как меняются показатели в динамике.
  3. Обращайте внимание на качественные и количественные метрики. Качественные — COR (процент студентов, прошедших обучение до конца), NPS (индекс лояльности ваших пользователей), степень знакомства студента с теоретическими материала, скорость выполнения практических заданий. Количественные — выручка, средняя корзина, количество покупок, количество новых и старых пользователей.

4. Помните, что на ваши доходы влияют и качественные, и количественные показатели. Например, удовлетворенность студента обучением влияет на его лояльность и готовность рекомендовать курс знакомым, а это обеспечивает вам дополнительные продажи.

5. Повышайте количественные метрики за счет повышения ценности предложения — дополнительные услуги, пакеты предложений.

Что еще почитать?

Как запустить свой обучающий курс и начать на нем зарабатывать?

Другие статьи