5 факапов начинающего образовательного онлайн-проекта

Как не надо запускать онлайн-школу? Ошибки, которые лучше не испытывать на собственном опыте.

Проектируем онлайн-курс, Анастасия Карпова

Анастасия Карпова

руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Весь июль в честь дня рождения EdMarket мы проводим прямые эфиры в Instagram, чтобы рассказать о команде проекта и дать советы начинающим игрокам рынка EdTech. 

Вы можете послушать эфир целиком, а можете прочесть список частых ошибок, которые допускают образовательные онлайн-проекты и которые я желаю вам не повторить. 

Ошибка 1. Есть классный эксперт. Что еще нужно для запуска?

Бывает так, что идея запустить классный образовательный онлайн-проект возникает в тот момент, когда вы знакомитесь с экспертом и решаете, что его знания нужно только “упаковать” в онлайн-курс, и продукт взлетит. Или вы осознаете, что у вас самого есть экспертиза в той или иной области.

И вы запускаете проект, не изучив рынок, конкурентов, не проведя кастдев. В этом случае может оказаться, что люди не готовы платить за эту информацию. Или ищут нечто большее, чем просто информация. Или вы можете оказаться на перегретом конкурентами рынке. 

Что делать?

Проведите подробный анализ рынка:

  • оцените, какие конкуренты (прямые и косвенные) уже работают на рынке. Это поможет оценить, можете ли вы отстроиться от них и каким образом. Либо, если вы выясните, что конкурентов нет, задумайтесь почему. Не потому ли, что спроса нет тоже?
  • поговорите с целевой аудиторией. Оцените, какие есть возражения, готовы ли люди платить на ваш продукт. 

Это очевидные вещи, но часто этот этап пропускают. Начинающим бизнесменам кажется, что они уже понимают, что происходит на рынке. Но важно ответственно подойти к анализу конкурентов и потенциальных клиентов — гарантирую, что в ходе этой работы у вас возникнет множество инсайтов и свежих идей.

Научим запускать онлайн-школы на курсе “Руководитель онлайн-школы” 

Ошибка 2. Запускать онлайн-школу под один-единственный курс, не продумывая линейку под целевую аудиторию

Происходит это так: вы нащупали тему, нашли эксперта и запускаете один-единственный курс. На первый курс вы, скорее всего, соберете группу. Возможно, второй набор вас также вдохновит, но уже с третьего количество студентов будет неуклонно снижаться. 

Что делать?

Чтобы ваша онлайн-школа функционировала и приносила деньги, необходимо разработать линейку продуктов. На одном курсе невозможно построить устойчивую компанию. Поэтому, запуская первый курс, сразу думайте о следующем шаге, о следующем продукте.

Какой продукт вы предложите тем, кто уже отучился у вас? За счет каких продуктов вы сможете выйти на смежную аудиторию? 

Еще об этом в статье “Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Ошибка 3. Все сделаю сам

Вы запускаете онлайн-проект и рассчитываете, что все сможете сделать самостоятельно. Вы начинаете разбираться во всем от создания лендингов, настройки рекламы до настройки системы дистанционного обучения. Вы экономите деньги, но при этом тратите самый ценный ресурс — время и ваше внимание к стратегически важным моментам. 

Что делать?

Чем разбираться с конструктором лендингов, тем, как устроен рекламный кабинет в Facebook, и делать еще множество вещей, в которых вы не сильны, лучше отдать часть работы специалисту или партнерам. Подумайте, что для вас интересно и что вам важно делать самому. А остальное отдайте на аутсорс. Например, вы можете выбрать для себя разработку программы, методологию курса, работу со студентами и найти партнера, который будет заниматься развитием проекта с точки зрения маркетинга и продаж. Или наоборот. Тогда вы будете двигаться быстрее, а скорость в бизнесе решает очень многое. 

Ошибка 4. Найду маркетолога, и пусть он все сделает за меня

Отдать стратегический маркетинг на откуп маркетологу и рассчитывать, что он за вас придумаете смыслы, “упаковку”, сформирует уникальное торговое предложение — это путь вникуда. Есть решения, которые должны принимать именно вы как руководитель проекта.

Что делать?

Не делегируйте стратегически важные задачи. Вы можете передавать на аутсорс промежуточные этапы, но окончательные решения, кто ваша целевая аудитория, какие ее “боли” решает ваш продукт и в чем его ключевая ценность, принимаете именно вы.

Все этапы создания онлайн-школы на курсе “Руководитель онлайн-школы

Ошибка 5. Не заключать договор с экспертом, ориентируясь на устные договоренности

Большинство пар “эксперт-продюсер” распадаются потому, что каждая сторона поняла договоренности по-своему. Понятно, что все мы хотим быстрее стартовать, и тратить время на юридические нюансы не хочется. Но нужно. 

Что делать?

Подписывайте договор с первых дней сотрудничества. Нет ничего надежнее, чем “на берегу” договориться, как вы будете работать, закрепить за каждым зоны ответственности, распределение вложений, прибыли, убытков. Обсудите, как будете расходиться. Зафиксируйте, кому будут принадлежать права на контент, на базу контактов, на торговый знак и бренд. Сделайте это, даже если вас с партнером связывают дружеские отношения. Точно не пожалеете. 

Другие прямые эфиры

5 лайфхаков начинающего методиста

Как писать об онлайн-обучении, чтобы не было мучительно скучно

Как не надо делать e-mail-рассылки: 5 грустных историй

Другие статьи