7 ошибок в работе с контентом в онлайн-обучении

«Переупаковали» очные курсы в онлайн-формат, а результата нет? Запустили онлайн-курс и столкнулись с негативными отзывами? Давайте посмотрим, что, возможно, вы делаете не так.

Почему создатели хотят, чтобы их онлайн-курсы проходили до конца?

Евгения Посухова

педагогический дизайнер, руководитель отдела контента Skyeng, автор телеграм-канала LX notes 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Я собрала несколько типичных ошибок, которые раз за разом совершают разработчики курсов. Давайте посмотрим, как они выглядят и как их можно избежать.

Все секреты создания эффективных онлайн-курсов на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Ошибка 1. «У меня есть книга. Оформлю ее в виде курса, и готово»

Переводить весь материал, который у вас есть (книга, цикл лекций, серия вебинаров) в онлайн-курс бессмысленно, потому что вы забываете о главном. Ваша задача — не рассказать все, что вы знаете о предмете, ваша задача — научить. Поэтому, при проектировании обучения, отталкивайтесь от целей и аудитории. Подумайте:

  • кто ваша аудитория?
  • чему вы хотите научить?
  • что станет результатом обучения?
  • какие навыки вы хотите сформировать у студентов?

Ответив на эти вопросы, вы выделите тот контент, который приближает вас к цели.

Что делать с остальным материалом? Предложите его в качестве дополнительной литературы для тех, кто захочет глубже погрузиться предмет. Или оставьте на продвинутый курс по той же теме.

Ошибка 2. «У меня есть классный видеоролик. Обязательно включу его в курс»

Начинайте проектирование контента не с инструментов, а с плана и построения образовательных траекторий. Определившись с целями и задачами курса, вы поймете, какие инструменты помогут вам достичь желаемых результатов, какие форматы подойдут, а какие нет.

Ошибка 3. «Эксперт прислал материал — я сделал курс»

Ошибкой будет и включать в курс только те материалы по теме, которые у вас есть. Помните, что в современном мире информация перестала быть ценностью — ее слишком много. Ваш курс должен быть помощником для слушателя, удобным навигатором, который позволяет ориентироваться в теме.

Поэтому не замыкайтесь на собственных разработках. Покажите учащимся, что можно почитать в других источниках, какие разработки существуют у конкурентов. Так вы расширите их горизонт восприятия и поможете более глубоко погрузиться в предмет и современные реалии.

Ошибка 4. «Сделаю один курс и предложу всем сразу»

4 признака, что ваш онлайн-курс нуждается в обновлении

Разные целевые аудитории требуют разного подхода. Даже если информацию вам нужно донести приблизительно одну и ту же, разрабатывая онлайн-курс для разных профессий, вы по-разному расставите акценты, выберете разный язык изложения и глубину погружения в тему.

Ошибка 5. «Чем сложнее, тем профессиональнее»

Ничего подобного. Не стоит злоупотреблять сложными терминами, чтобы показать свою экспертность. Выбирайте тот язык, который будет понятен вашей аудитории. Разрабатываете курс для новичков? Тогда не ленитесь рассказывать, что означает каждый термин, а общее их количество сведите к минимуму. Планируете работать перед аудиторией опытных профессионалов? Тогда терминология будет вполне уместна.

Ошибка 6. «Чем больше геймификации, тем лучше»

Геймификация на пике популярности, и все больше разработчиков внедряют игровые практики в онлайн-обучение. К чему ведет бездумное использование этого инструмента? Как минимум, к потере денег и времени.

Придумывая игровые сюжеты, персонажей, сложные решения, не забывайте о связи между геймификацией и реальностью. Приближает ли вас игра к цели? Становится инструментом обучения или просто развлекает?

Увлекаясь трендами, помните, что в онлайн-образовании акцент на навыки важнее моды.

Поделимся секретами мастерства на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Ошибка 7. «Теория = информация»

Нет ничего хорошего, если ваш курс выглядит, как лоскутное одеяло, сшитое из не слишком подходящих друг к другу элементов.

Позаботьтесь не только о том, чтобы дать полезную информацию, но и о том, чтобы показать, как связаны между собой темы, в какое целое они выстраиваются.

В любой момент слушатель курса должен понимать, зачем ему эта новая информация и как она связана с тем, что ему уже известно, и как поможет разобраться в будущих темах.

Еще несколько слов о том, как структурировать контент, чтобы избежать этих (и других) ошибок:

  • Не забывайте о цели обучения. Пусть все форматы и инструменты, которые вы используете, будут подчинены ей
  • Прежде чем работать над курсом, соберите в одно место (файл, папку, доску) весь контент, который у вас есть. Так вы не забудете ничего важного и поймете, где не хватает информации.
  • Определите темы для каждого занятия и продумайте, как лучше выстроить изложение, чтобы донести информацию
  • Следите, чтобы на любом этапе структуры онлайн-курса прослеживалась логика.

Самый главный совет — создавайте обучение, думая о людях, которые его будут проходить. И тогда вы избежите многих ошибок, и ваш курс будет настоящим обучением, а не только полезной информацией.

Что еще почитать?

Форматы обучения: 4 ошибки начинающих онлайн-школ

4 признака, что ваш онлайн-курс нуждается в обновлении

7 ошибок корпоративного e-learning

Другие статьи