Почему создатели хотят, чтобы их онлайн-курсы проходили до конца?

Недавно я провела небольшое исследование среди коллег и сообществ в Facebook. Задала вопрос: «Почему создатели обучения хотят, чтобы люди проходили онлайн-курсы до конца?» Было много разных мнений. Пишу эту статью, чтобы поделиться находками и инсайтами с вами.

Почему создатели хотят, чтобы их онлайн-курсы проходили до конца?

Евгения Посухова

педагогический дизайнер, руководитель отдела контента Skyeng, автор телеграм-канала LX notes 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Нужно ли завершать онлайн-обучение?

Финал у каждого свой

В образовательном процессе есть две стороны — создатель обучения/преподаватель/эксперт и обучающийся/студент.

Цель первой — создать курс обучения, который максимум студентов пройдут до конца. Цель второй — получить знания или диплом, пройти практику. Словом, все что угодно, кроме завершенного курса. Оказалось, что для эксперта завершенный курс становится гарантом переданных знаний — обучение создано не просто так, каждая часть имеет значение, влияет на результат. С его точки зрения, обучение — это готовый продукт, который максимально полезен целиком.

Для студента обучение заканчивается тогда, когда он достиг свою цель или потерял интерес — появилось что-то более важное. Для него конкретный курс — это еще одна возможность достичь цели. Это значит, что он может выбирать, например, между курсом и роликами Youtube. И это нормально.

Получается, что обучение для преподавателя завершается, когда завершается курс (и все связанное с ним сопровождение), а для студента обучение может завершиться в начале, середине курса, может совпасть с окончанием, а может и вообще выйти за пределы программы. Возможно, с вами бывало такое, когда учеба закончилась, а озарения и понимание «догоняют» позже.

Все секреты создания качественного онлайн-курса ищите на курсе «Методист в онлайн-обучении».

100% завершение курса это утопия

Группа студентов редко движется единым строем: кто-то учится отлично, кто-то — плохо, а основная масса — просто хорошо. Всегда будут те, кто бросает обучение почти в самом начале, и те, кто учится до самого конца и выполняет все домашние задания. С этим ничего не поделаешь. Нужно просто собирать статистику и стараться ее улучшить — сделать воронку от входа до выхода шире, чтобы бОльшее число учеников завершило онлайн-курс.

Обучение — это продукт или услуга?

Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?

В обсуждении было несколько прекрасных метафор, приведу две из них с моими уточнениями.

Первая. Курс — это автомобиль, который без полной сборки не поедет. Поэтому нужно «покупать» целое авто, чтобы им воспользоваться. Если обучение — это продукт, то незавершенное обучение не даст нужного результата. При таком подходе важна детальная проработка продукта, чтобы он удовлетворял потребностям аудитории, был интересен, полезен, а значит продаваем.

Вторая. Курс — это хлеб. Ты покупаешь целую булку, но можешь не доесть, если не вкусно, наелся или переключился на пирожные. Если обучение — это услуга, то клиент может выбирать, до какого момента ей пользоваться. И тогда упор делается на качестве сопровождения курса, на сервис.

Я считаю, оба подхода имеют смысл, и их можно нужно сочетать.

Например, в банке есть продукты (вклады, кредиты, карты и прочие), а есть услуги (ведение счета, переводы, оформление кредитов). То есть услуга — это сопровождение продуктов. Кажется, это тема отдельной статьи.

Завершенный курс лучше продается

Было мнение, что люди, завершившие обучение (или прошедшие бОльшую часть), более склонны дать положительный отзыв о курсе, порекомендовать его другим, а значит обеспечить приток новых студентов. Для корпоративных курсов это, конечно, не будет так хорошо работать, как для массовых онлайн-курсов, но все же положительные отзывы влияют на имидж дистанционного обучения в компании. Люди платят своим временем, а это самая ценная валюта.

Сапожники без сапог

Большинство опрошенных мной людей занимаются созданием курсов и преподаванием. Интересно, что они сами не проходят каждый онлайн-курс до конца, а только если он (в разных сочетаниях) короткий, дает ответ на конкретный вопрос, увлекательный (как сериал), избавляет от дискомфорта, представлен в разных форматах.

Так что если мы хотим, чтобы слушатели с интересом и воодушевлением проходили обучение до конца, давайте сначала спросим себя: мы-то как учимся? И будем учитывать эти ответы в разработке. А еще лучше пообщаться с аудиторией, чтобы понять, как привыкли учиться они.

Что в итоге?

Может показаться, что труд создателя обучения неблагодарный — разрабатываешь курс, а до конца доходят не все. Мой совет: примите это, пообщайтесь с несколькими студентами, выясните, что мотивирует их учиться и, если вам действительно важно повысить процент слушателей, дошедших до финала, используйте методы вовлечения.

Напишите в комментариях к этой статье свое мнение, какие у вас есть наблюдения на тему завершения обучения, как сделать такие курсы, чтобы их проходили до конца, и нужно ли это вообще. Мне очень интересно продолжить этот разговор. До встречи!

Что еще почитать?

4 признака, что ваш онлайн-курс нуждается в обновлении

Как обучать онлайн поколение Y?

5 сервисов для коллаборации онлайн

Другие статьи