Методические ошибки, которые мешают жить вам и вашим студентам

Методические ошибки, которые портят ваши онлайн-курсы, и как их обойти.

Марина Харахордина

ведущий методолог бизнес-юнита "Интернет-маркетинг" в "Нетологии" 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Онлайн-курсы перестали быть только источником информации, которую доносят до студентов с помощью современных инструментов. Для создания образовательного продукта мало упаковать знания и опыт экспертов в вебинар, видео или лонгрид. Разработчик электронного курса продумывает образовательную траекторию слушателей и предугадывает, какие вопросы или трудности возникают на каждом из этапов.

Еще больше об эффективном онлайн-обучении на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Я занимаюсь разработкой и сопровождением курсов по интернет-маркетингу в Нетологии и на основании своего опыта сформулировала ошибки, которые встречаются в онлайн-программах и мешают студентам доходить до конца обучения, а продюсерам и методистам собирать положительный фидбек.

Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?1. Отсутствует структура курса. В целом она есть, ведь занятия идут друг за другом и даже темы не повторяются. Но по факту получается, что спикеры часто говорят одно и то же, а иногда даже преподносят противоречивую информацию. Занятия логически не вытекают друг из друга, а курс выглядит, как онлайн-конференция, где есть общая тематика, но выступления никак не связаны между собой и не дают цельной информации о предмете.

Часто на таких курсах можно услышать: «Вы уже проходили эту тему?» или «Если вам об этом не рассказали, то, наверно, еще расскажут». Чтобы избежать этой ошибки, делайте четкую структуру онлайн-курса с разбивкой по занятиям и тезисами и доносите до экспертов.

2. Неравномерная нагрузка. Если в курсе есть сложные темы – дайте студентам больше времени на изучение материала, чем обычно. Так они не окажутся в стрессовой ситуации и информация уложится лучше. Распределяя интенсивность обучения, рассчитывайте, что большинство студентов готовы тратить на учебу от 3 до 5 часов в неделю (данные получены на основе касдева).

3. Нет целей у занятий. Студентам не понятно, для чего им нужен этот материал и как он пригодится в будущем. Вот что делаем мы, чтобы избежать этой проблемы:

  • составляем скиллсет на основе потребностей целевой аудитории, анализа вакансий, рынка и касдева;
  • превращаем набор навыков и знаний из скиллсета в цели обучения;
  • разносим цели обучения по занятиям.

Когда студенты понимают цели того или иного занятия, у них повышается мотивация к обучению. А конечный результат становится понятным и достижимым.

4. Подобрали практику под теорию, а не теорию под практику. При обучении взрослых всегда на первый ряд выходит обучение навыкам, а не знаниям. Поэтому важно для начала определить, какие навыки мы хотим дать студентам. И уже потом думать, без каких знаний невозможно освоить эти навыки.

5. Сразу даем сложное, без постепенного усложнения контента. Ваши студенты не похожи ни на вас, ни на спикера. И то, что кажется вам очевидным – не обязательно будет очевидным для них. Ставить перед ними сложные задачи – нормально. Но не заставляйте слушателей краснеть, если они чего-то не знают. Как пишет Джули Дирксен в книге «Искусство обучать», чтобы воодушевить слушателей на первых этапах нужно:

  • задействовать уже имеющиеся знания студентов;
  • обеспечить им успех на раннем этапе;
  • позволить им почувствовать себя в безопасности.

Если эти условия выполнить, студенты не будут чувствовать себя глупыми (этого никто не любит), а захотят дальше разбираться в предмете. Дополнительные инструкции и разъяснения, особенно в начале обучения, не будут лишними.

6. Перебор с внешней мотивацией. Рейтинги, подарки и конкурсы хорошо работают для повышения вовлеченности. Но они могут не только заинтересовать слушателей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения и негативно отразиться на внутренней мотивации.

По нашему опыту, награда за 1 место в рейтинге успеваемости приводила к тому, что студенты, которые  проигрывали в борьбе за первое место, совсем теряли дальнейшую мотивацию к учебе. А тех, кто выходил на финишную прямую, волновало только то, получат они главный приз или нет. Поэтому я рекомендую использовать такие элементы с осторожностью. Идеальный вариант – добраться до внутренних мотивов студента.

Секреты работы с внешней и внутренней мотивацией узнаете на курсе «Методист в онлайн-обучении»

7. Нет заданий на рефлексию. Чтобы мозг запомнил информацию, он должен понять ее и несколько раз повторить. Задания на рефлексию помогают связать полученные знания с тем опытом, который уже есть у человека, и понять, где их лучше применять. Не все студенты знают, что для успешной учебы рекомендуется конспектировать, фиксировать идеи и вспоминать изученный материал. Поэтому мы должны выстроить процесс обучение так, чтобы студенту приходилось возвращаться к пройденному материалу и анализировать его.

8. Использовать инструменты, которые не подходят к выбранному формату обучения. Согласитесь, что странно давать задания с peer-to-peer проверкой, если студенты почти не взаимодействуют друг с другом и учатся каждый в своем темпе. Понятно, что хочется максимально разнообразить процесс обучения и внедрить в него как можно больше «фишек». Большинство инструментов можно адаптировать к разным форматам, главное об этом не забывать.

Надеюсь, статья поможет вам избежать ошибок, и ваши онлайн-курсы станут еще прекраснее.

Что еще почитать?

7 ошибок в работе с контентом в онлайн-образовании

Геймификация онлайн-обучения: как внедрить и развивать?

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Другие статьи