1. Блог
  2. Как не бросить обучение?
14.12.2021
Как учиться онлайн
5 мин.

Как не бросить обучение?

Три совета и семь рекомендаций книг.

Совет 1. Оцените, что вы теряете, если не завершите обучение

Чего не сможете достичь если не дойдете до финиша выбранной программы. О чем будете сожалеть. Какие возможности упустите.
Возможно, вы:

  • не получите новую профессию и не войдете в новую сферу, где возможность быстро расти в карьере
  • не обретете интересных знакомых, которые смогут поддерживать и сделают вашу жизнь более яркой
  • не узнаете что-то интересное. Например, не сможете смотреть фильмы на английском языке без перевода.

Роберт Кийосаки в книге «8 уроков лидерства. Чему военные могут научить бизнес-лидеров» советует лучше сейчас испытать краткую боль дисциплинированности (когда вы делаете то, что не очень хочется в данный момент), чем потом длительное время испытывать боль сожаления. 
Оскар Хартман в книге «Просто делай! Делай просто» писал: «Самый главный убийца всех наших целей, мечтаний и стремлений — это бездействие в сторону желаемого». 
Иногда мы думаем о том, чтобы бросить обучение, потому что:

  • испытываем трудности на старте с «перевариванием» информации
  • чувствуем, что обучение требует усилий и сталкиваемся с той самой болью дисциплинированности
  • боимся ошибок, которые неминуемо совершает человек, изучающий новую для себя сферу. 

Важно помнить, что ошибаться может быть болезненно, но с ошибками приходит опыт. Гораздо больнее, когда мы не совершаем ошибок и долгое время находимся в плену старых установок и страхов, когда держимся за нелюбимую работу, боясь что-то поменять, когда выбираем минутное удовольствие, не думая о том, как сильно будем сожалеть в будущем.
Каждый вечер я делаю упражнения для спины и повторяю: «Я выбираю боль дисциплинированности вместо боли сожаления». Удивительно, как всего 5 минут, но каждый день, благотворно действуют на самочувствие. И как же порою сложно заставить себя позаниматься всего 5 минут! Это ежедневная маленькая победа.
Успешных от неуспешных, спортивных от неспортивных, здоровых от больных, богатых от бедных отличает дисциплинированность. Способность регулярно делать то, что нужно делать. И понимать зачем. Это ежедневная борьба с ленью. 
Многие предприниматели это рабы своего календаря, а не аккаунта в соцсетях или любимого сериала. Потому они и успешны.
Боль дисциплинированности или боль сожаления: что выбираете вы?

Еще по теме: Как учиться самостоятельно?


Совет 2. Запланируйте обучение, если до сих пор этого не сделали

Внесите календарь, время, когда вы будете:

  • посещать занятия онлайн-курса
  • выполнять практику и готовить домашние задания
  • общаться с одногруппниками или ментором/куратором/тьютором. 

Проблема возникает часто не с тем, чтобы выделить время, а с тем, чтобы выбрать, на что именно вы выделяете время. И вписать в календарь. 
Планируйте обучение заранее, чтобы встроиться в новый график. А чтобы в отведенное для занятий время не отвлекаться на другие задачи, попробуйте включить фоновую музыку. Как писатель Эдвард Хэлловел, автор книги «Не отвлекайте меня! Как сохранить высокую концентрацию не смотря ни на что», который во время работы над книгами слушает классику. «Я уверен, — пишет Эдвард, — что музыка занимает ту часть моего мозга, которая в противном случае реагировала бы на отвлекающие факторы».
В книге Бриджит Шульте «Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота» представлена интересная идея тайм-менеджмента. Автор пишет, что сложно почувствовать свободное время, когда вы делите день на маленькие слоты: 10 минут на книжку, 5 минут на завтрак, 7 минут на прогулку, 10 минут на игры с детьми. А кроме этого, еще выполняете какие-то задачи одновременно. Например, присутствуете на онлайн-встрече и параллельно решаете какой-то важный рабочий вопрос в соседнем чате. Бриджит пишет: «Вы не можете управлять временем. Время — величина постоянная. В неделе всегда было, есть и будет 168 часов. Единственное, что вы можете делать, — это выбирать для себя какое-либо занятие и делать его вовремя».
Поэтому хорошее решение — описать свою ежедневную рутину — задачи, которыми вы занимаетесь каждый день. И запланировать на них необходимое количество времени.
Когда люди спрашивают: «Что почитать, чтобы стать более организованным?» — я хочу ответить: «Читайте свой ежедневник». Это самое полезное чтение про тайм-менеджменту. 
Я сейчас веду ежедневник в Notion. Иногда мне не хватает времени на записи, но я очень довольна, что ежедневник существует и спасает от хаоса в быстро меняющемся мире. 
А Гретхен Рубин в книге «Счастлива дома» придумала для себя мини-проект «Страдать по 15 минут в день», чтобы закончить незавершенные дела, которые тянут энергию. Гретхен решила каждый день посвящать 15 минут тому, что давно откладывала в долгий ящик. Ставила на это время таймер и «страдала» ;-) Благодаря чему, например, оформила семейные фотоальбомы. И перестала мучиться угрызениями совести, что давно не может это сделать. 
Поэтому чтобы найти время на обучение, стоит просто попробовать запланировать время на обучение, ставить таймер и найти свои способы сохранить концентрацию внимания.


Совет 3. Действуйте, а не оставайтесь пассивным слушателем

В учебных чатах EdMarket я часто наблюдаю за студентами-активистами. Они начинают с представления себя, ищут точки общих интересов («О, давайте пообщаемся, и я делаю курс по психологии» или «Кто еще из Питера»?), потом задают уточняющие вопросы, пишут о впечатлениях от занятий, начинают делиться полезными ссылками, а к концу обучения уже активно помогают кураторам отвечать на вопросы одногруппников. Они больше действуют и глубже погружаются в тему обучения, чем пассивные ученики. Смелее откликаются на стажировочные вакансии, инициируют мастермайнды или дополнительные активности, делятся конспектами. А значит к концу обучения набирают больше часов практики, больше опыта, больше смелости перед будущими собеседованиями.
Мальколм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего» говорит о 10 тысячах часов практики, которые формируют эксперта. А еще он приводит исследования о том, что наличие таланта и высокого IQ не являются гарантом успеха. «Ключевым фактором талантливости является способность работать часами — до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать». То есть практиковаться важнее, чем просто иметь талант. 
Ну и еще на успех человека влияет его окружение. Поэтому если вы во время обучения на онлайн-курсе попали в благоприятное окружение, постарайтесь получить максимум пользы от этой атмосферы, от мыслей своих одногруппников, от нетворкинга, от общего настроения учебной группы.
Некоторые люди читают книги о мотивации, слушают мотивирующих спикеров, следят за блогерами или знаменитостями, чтобы «подпитаться энергией» и найти стимул для движения. В целом, это тоже хороший способ заставить себя что-то делать. Главное не увлекаться пассивным чтением или слушанием, чтобы не превратиться в человека, который изучил все возможные книги по стартапам, а свою идею стартапа уже второй год разрабатывает только в теории.
Я люблю видеть результаты своих действий. В какой-то момент я начала рисовать картины по номерам. Не потому, что у меня есть свободное время для этого, а потому что мне нравится видеть результат. Плюс это хобби, которое помогает мне отдохнуть от онлайн-активностей, связанных с работой. 
На одну картину у меня уходит минимум 6 месяцев, поскольку я рисую не больше 10-15 минут в день. Но каждая завершенная картина дает ощущение достижения. Каждая картина показывает, что даже маленькие шаги могут привести в видимым результатам. Это невероятно мотивирует!
В книге «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя» Елена Резанова пишет: «Опасно жить в ситуации бесконечного взвешивания решения. Бросить — не бросить, начать — не начать, сказать — не сказать, решиться — не решиться, ехать — не ехать и т. д. Это отнимает колоссальные объемы энергии. Чем дольше вы живете в таком режиме, тем меньше сил остается на действия».
Когда мне сложно соблюдать новую привычку, я говорю себе: «Сейчас я НЕ принимаю решения делать или не делать, оно уже принято, сейчас моя задача просто сделать». Попробуйте, когда в следующий раз захотите прогулять занятие. 
Вы точно уже знаете множество способов планировать время, выстраивать цели, знаете методы, как стать более организованным и больше успевать, знаете про календари и про то, что нужно «съесть лягушку утром», а «слона разделить на кусочки». Большинство людей уже прочитали самые популярные книги по тайм-менеджменту и хоть один раз в вузе или в компании прошли тренинг или курс по управлению временем. Не знания отделяют нас от результата, а действия.
Что еще вы успеете сделать до конца этого года? Решайте и решайтесь.

Поделиться

Хотите попробовать учиться в EdMarket?

Тест-драйв — это возможность бесплатно получить доступ к нескольким урокам из платных курсов EdMarket. Так вы сможете принять решение о том, подходит ли вам этот курс и нравится ли профессия.

К началу