30.11.2021
|
Методика онлайн-обучения

Как проводить обучающие онлайн-встречи?

Пошаговый план для организаторов «живых» занятий, мастермайнд-групп и онлайн-практики.
Автор статьи
Наталия Королева
Методист асинхронных курсов EdMarket

Зачем нужны онлайн-встречи в обучении?

Можно создавать онлайн-курсы, целиком состоящие из записанных видеолекций, но в таком формате студентам очень сложно проявить активность. А когда студент остается пассивным слушателем, эффективность обучения снижается.

Поэтому очень полезно проводить:

  • «живые» вводные занятия, где студенты могут познакомиться друг с другом
  • встречи с командой школы. Например, в формате консультации или ответов на вопросы
  • мастермайнд-группы — формат, когда участники генерят идеи или обмениваются опытом
  • защита итоговых работ на курсе, где студенты показывают, чему научились, а эксперты дают им обратную связь
  • выпускной для студентов, завершивших обучение. На нем можно организовать игру, поделиться впечатлениями, сказать друг другу теплые слова. 
  • встречи по интересам. Например, можно организовать книжный клуб или обсуждать фильмы. 

Дальше расскажу, как организовывать такие встречи, чтобы они получились результативными и все прошло по плану. 

А по ссылке вы можете посмотреть чеклист организации встречи. Сохраните его для себя в отдельном документе и используйте для подготовки. 

Шаг 1. Определяем цель и формат

Для этого:

  • определяем цель мероприятия. То есть отвечаем на вопрос, ради какого результата мы проводим онлайн-встречу? Что хотим получить в финале? А что от встречи получат ее участники? Чем понятнее результат, тем большую аудиторию мы сможем заинтересовать мероприятием. 
  • выбираем формат. Будет ли это мастермайнд, корпоратив, встреча с экспертом или что-то еще?
  • определяем, сколько времени потребуется на встречу. Оптимально, если получится уложиться в 1-2 часа. Но учтите, что в среднем на онлайн-встречу требуется на 30% больше времени, чем на такое же по содержанию мероприятие в офлайн-формате. 

Еще по теме: Форматы онлайн-обучения

Шаг 2. Решаем, сколько человек будут участвовать во встрече от онлайн-школы

На встречу вам могут понадобиться:

  • спикеры. Это может быть эксперт, который будет вести занятие, фасилитатор, который организует дискуссию, или члены команды, которые расскажут о своей работе и пообщаются со студентами. 
  • ведущий встречи
  • модератор — специалист, который будет следить за активностью в чате, кидать полезные ссылки. 

Шаг 3. Собираем аудиторию на онлайн-встречу

Запланируйте как минимум 3 рассылки, чтобы пригласить аудиторию на встречу:

  • за неделю до мероприятия
  • за день до мероприятия
  • в день мероприятия можно прислать последнее напоминание «Мы начинаем, присоединяйтесь». 

Если вы проводите открытую онлайн-встречу — например, не для студентов курса, а для аудитории, которая еще может быть с вами не знакома, рассылок может быть гораздо больше. 

Чтобы собрать аудиторию, рассылки можно делать в email, в чат-боте, в мессенджерах. Лучше использовать несколько каналов, чтобы собрать больше участников. 

Шаг 4. Продумываем сценарий встречи

Он нужен, даже если вы планируете встречу в свободном формате — например, в формате «вопрос-ответ». 

Запланируйте:

  • вступление. Нужно будет поприветствовать участников, рассказать план встречи, правила (например, попросить всех включить камеры или ставить эмодзи в Zoom, когда хотят задать вопрос), представить спикера
  • неформальное начало. Очень полезно предложить в самом начале небольшую активность, чтобы участники включились и могли проявить себя. Подойдут задания на знакомство, мини-игра
  • основную часть
  • подведение итогов. В конце нужно обязательно сделать акцент на результате встречи
  • время на вопросы и обратную связь от участников

Иногда полезно после встречи сформировать артефакт — чеклист, саммари, резюме — который получат все участники. 

Шаг 5. Готовим презентацию и репетируем

Обязательно проговорите текст до выступления, чтобы убедиться, что вы не запланировали слишком много всего и укладываетесь в тайминг. 

Если на встречи выступают спикеры, не забудьте провести тест связи с каждым из них. 

Шаг 6. Последние штрихи до начала

До начала мероприятия не забудьте:

  • подобрать подходящий фон. Лучше, если за вашей спиной будет светлая стена. Если подходящего места нет, воспользуйтесь виртуальными фонами в Zoom
  • выбрать одежду для выступления. Лучше одеться так, как вы бы оделись, если бы мероприятие проходило офлайн. И не забудьте, что на онлайн-мероприятие лучше не надевать одежду с мелким рисунком, если не хотите, чтобы у участников рябило в глазах. 
  • отключить звонки на телефоне и заблокировать чаты, чтобы во время мероприятия они не мешали всплывающими сообщениями
  • установить аватарку в деловом стиле. Лучше, если на ней будет ваше фото, а не, например, мультгерой
  • зайти в эфир хотя бы минут за 10 до начала, чтобы поприветствовать в чате тех, кто уже подключился. Заодно вы сможете проверить еще раз, все ли работает и исправить неполадки до начала, если они возникнут. 

Шаг 7. Проводим встречу

Во время онлайн-встречи, скорее всего, понадобится:

  • поприветствовать участников, напомнить про планы, тайминг и правила во вступительном слове
  • следить за чатом и по возможности отвечать на вопросы
  • собирать вопросы для экспертов, если они заданы им
  • следить за динамикой встречи. Например, можно задавать вопросы эксперту, предлагать активности аудитории и не допускать тишины в эфире
  • следить за таймингом и предупреждать эксперта, если его выступление затягивается
  • отправлять полезные ссылки и материалы в чат
  • подвести итоги встречи
  • собрать обратную связь. Можно, например, предложить поделиться впечатлениями голосом или отправить в чат анкету обратной связи и попросить участников ее заполнить. 

Будет идеально, если эти задачи поделят между собой ведущий и модератор мероприятия. 

Шаг 8. После мероприятия

После события отправьте участникам сообщение, в котором:

  • поблагодарите за участие
  • пришлите полезные материалы (например, саммари)
  • пригласите на следующее мероприятие (если нужно). 

Немного о правилах онлайн-встреч

Вы можете придумать свои правила. Я поделюсь теми, которые помогают нам в EdMarket проводить результативные встречи:

  • включенные камеры у всех участников. Очень тяжело общаться с «черными квадратиками»
  • выключенный микрофон, если участник в этот момент не выступает
  • слово участнику дает ведущий. Он же определяет очередность выступлений
  • вопросы пишем в чат
  • если хотите задать вопрос голосом, используйте эмодзи поднятой руки (они есть в Zoom). 

Надеюсь, мои советы помогут вам организовать интересную встречу и получить от нее максимум удовольствия и пользы. 

Хотите попробовать учиться в EdMarket?