17.12.2021
|
Трудоустройство

Как пройти испытательный срок?

Как сделать так, чтобы испытательный срок стал началом долгого сотрудничества? Составляем план.
Автор статьи
Ольга Гельмель
Руководитель Центра карьеры, HRBP EdMarket

Вас выбирают, но и вы выбираете тоже

Испытательный срок длится в компаниях от 1 до 3 месяцев, и это то время, когда вы можете:

  • погрузиться в корпоративную культуру и узнать, как здесь все устроено
  • влиться в команду и выстроить взаимодействие с коллегами
  • понять, насколько вам подходит эта компания и эта корпоративная культура
  • показать работодателю, что нанять вас было правильным решением. 

Важны все перечисленные задачи. Не стоит во время испытательного срока ставить себя в позицию «мне нужно пройти испытание любой ценой, поэтому на 3 месяца я перестаю спать и есть, ночую на работе, лишь бы мной были довольны». 
Испытательный срок — как начало романа, как начало любых отношений. Вы и работодатель знакомитесь и понимаете, насколько вам комфортно друг с другом, насколько взаимовыгодным получится сотрудничество. И решение о том, что мы довольны друг другом и готовы продолжать, принимают обе стороны. 

Еще по теме: Как перестать откладывать карьеру на потом?

Как пройти испытательный срок?

Если вы понимаете, что компания нравится и вы хотите показать себя с лучшей стороны, вот что я рекомендую сделать. 

1) На старте оговорить с работодателем, каких результатов вы должны добиться за время испытательного срока

Лучше всего это сделать на этапе собеседования. Но если не случилось, в первые рабочие дни обсудите:

  • какую работу будете выполнять
  • какие у вас KPI
  • на основании каких данных будет приниматься решение о том, что вы прошли испытательный срок
  • кто ваш непосредственный руководитель
  • есть ли коллега, который будет вводить в курс дела. 

2) Получая новую задачу, не бойтесь задавать вопросы

Вы новый человек в команде, поэтому можете не знать, как устроены процессы. Спрашивайте. Просите дать вводные данные. Хорошо задавать вопросы о том:

  • каким должен быть результат работы. Если это возможно, можно попросить образец подобного задания. Например, если ваша задача — написать текст для рассылки, спросите, какие рассылки выходили до этого, какой стиль общения с подписчиками принят в компании
  • на какие цели вы работаете. Например, если вам поручают разработать новое задание для онлайн-курса, выясните, кто целевая аудитория, что не так с предыдущим заданием, чего нужно добиться, решая задачу. 

Важно! С вопросами легко и переборщить. Не путайте работу со стажировкой. Не стоит задавать вопросы вида «как мне выполнить эту задачу?» Предполагается, что вы специалист и можете решить это самостоятельно. 
Лучше если вопросы будут звучать как «Я хочу выполнить работу наилучшим образом и могу предложить несколько вариантов решений для задачи, поэтому мне нужно больше вводных данных, чтобы выбрать», но не как «Я понятия не имею, как выполнять задачу, поэтому задаю вопросы в надежде, что большую часть работы сделают за меня». 

3) Грамотно проявляйте инициативу

Здорово, если во время испытательного срока получается встать в проактивную позицию и предложить улучшения существующих процессов. Или выполнить дополнительную работу, которая лежит вне ваших обычных функций, но приносит хороший результат. 
Но делайте это тактично, без посыла «У вас здесь все неправильно, я знаю, как лучше». Для этого:

  • узнайте, почему процесс устроен так, а не иначе. Может быть объективная причина — например, техническая — почему какая-то работа выполняется не самым удобным образом
  • обсудите предложение с руководителем или коллегой в личной беседе
  • расскажите, почему предлагаете идею и какой возможный плюс получит от нее компания
  • предлагайте помощь, а не критику, особенно если инициатива касается задач, с которыми работают коллеги, а не вы. Лучше говорить с позиции «я хотел бы помочь и уважаю работу других сотрудников», а не с позиции «другие сотрудники некомпетентны, но я здесь, чтобы все исправить». 
  • предлагайте только те инициативы, исполнение которых готовы взять на себя. 

4) Прежде чем проявлять инициативу, убедитесь, что успеваете выполнить основные задачи

Не берите больше задач, чем вы в состоянии выполнить. Помните, что работодатель оценивает не только качество работы, но и вашу ответственность и умение соблюдать дедлайны. 

5) Приходите не с проблемой, а с задачей и вариантами решением

На обсуждение с руководителем лучше приходить с вариантами решений, но не с идеей: «Я не знаю, как это сделать, помогите разобраться». 

6) Берите на себя ответственность за результат

Особенно, если вы работаете в онлайн-школе или стартапе. То есть в компании, где от сотрудников ждут инициатив и умения самостоятельно организовать свою работу. Такой предпринимательский подход уместно применять и на линейной позиции. Будет здорово, если вы умеете:

  • работать без лишнего контроля
  • выдавать запланированный результат в запланированный срок
  • предлагать, как сделать результат лучше. И воплощать предложения в жизнь
  • взаимодействовать с коллегами.

7) Просите обратную связь

Во многих компаниях процесс устроен так, что сотрудники регулярно получают обратную связь от руководителя во время личных встреч. Если в компании, куда устроились вы, такой практики нет, попросите обратную связь самостоятельно. 
Это можно сделать в середине стажировки или после завершения крупной задачи. 
Можно спросить:

  • как в целом оценивают вашу работу
  • на какие моменты вам стоит обратить внимание, чтобы работать еще лучше
  • где руководитель видит ваши зоны роста. 

Получая корректирующую обратную связь, воспринимайте ее не как критику, а как возможность для развития. 

8) Будьте готовы учиться

В любой компании ценят сотрудников, которые готовы осваивать новые инструменты и приемы, быть гибкими и работать с новой информацией. 
При этом в идеале лучше приходить к руководителю не с позицией «Я вот этого не знаю, научите меня», а с позицией «Вот с такой задачей раньше не сталкивался, но посмотрел материалы и разобрался самостоятельно, вот результат». Или: «Разобрался в основах, посоветуйте, где можно изучить глубже». 

9) Выстраивайте отношения в коллективе

Самый золотой сотрудник может не пройти испытательный срок, если не умеет выстраивать конструктивные рабочие отношения. 
В сфере онлайн-образования идет командная игра. 
Покажите на испытательном сроке, что вы не только профессионал, но и ценный игрок в команде:

  • умеете вести деловую коммуникацию
  • готовы помогать коллегам
  • общаетесь с уважением и теплом.

10) Играйте по правилам

Не пытайтесь менять корпоративную культуру. Задача нового сотрудника — не устроить революцию, но вписаться в существующие нормы и процессы. 
Поэтому выясните как можно раньше — идеально, если на этапе собеседования — какая здесь корпоративная культура. 
Есть ли регламенты на каждую задачу? Или вы приходите в стартап, где от вас будут хотеть инициатив и быстрых решений? Здесь доверительная рабочая атмосфера, или все работают на своем участке и почти не общаются?

Не забывайте заботиться о себе

Помните, с чего мы начинали? Во время испытательного срока вы тоже принимаете решение и делаете выбор: оставаться в этой компании или искать ту, что больше подходит по ценностям. 
Проводите сеансы саморефлексии и задавайте себе вопросы:

  • Мне нравятся те задачи, которыми занимаюсь?
  • Согласен(на) ли я с корпоративными ценностями компании?
  • Как чувствую себя во время общения с коллегами/начальником?
  • Хочется ли мне узнавать больше в этой сфере и брать на себя больше задач?
  • Получается ли у меня быть инициативным и развиваться в компании?

Бывает ситуации, когда во время испытательного срока сотрудник понимает, что компания ему не подходит. И тогда есть две возможности: изменяться, подстраиваться под корпоративную культуру и процессы или уходить. И этот выбор придется делать самостоятельно.

Хотите попробовать учиться в EdMarket?