03.09.2021
|
Термины

Что такое вебинары и как они проходят?

Рассказываем про самый популярный формат в онлайн-образовании.
Автор статьи
EdMarket

Что такое вебинар?

Вебинар — это онлайн-мероприятие, на котором спикер или спикеры:

  • делятся опытом по той или иной теме;
  • рассказывают о платных и бесплатных продуктах;
  • демонстрируют презентацию или обходятся без нее;
  • показывают, как работать с программой или сервисом (в формате скринкаста);
  • взаимодействуют со слушателями вебинара, задавая вопросы и отвечая на них, предлагая интерактивные форматы.

Вебинар может быть учебным, если наша задача — поделиться знаниями, а может быть продающим, если с помощью выступления мы хотим привлечь аудиторию к нашему платному продукту. 

По формату вебинар может быть близок к классической лекции, когда большую часть времени участники слушают спикера, а может приближаться к семинару, когда в онлайн-формате вы организуете дискуссию между слушателями и предлагаете активно делиться мнением. Или даже проводите квиз или викторину (с помощью Mentimeter или Kahoot). 

А еще вебинар — самый популярный формат в онлайн-образовании. Давайте разберемся, почему. 

Еще по теме: Где провести вебинар?

Почему такой формат стал популярен в онлайн-образовании?

1) Удобно участвовать слушателям

  • подключиться к вебинару в качестве слушателя просто, для этого не требуется продвинутых технических навыков — достаточно просто перейти по ссылке-приглашению в вебинарную комнату;
  • вебинары можно смотреть с ноутбука или со смартфона;
  • люди привыкли потреблять видеоконтент;
  • можно не откладывать дела и смотреть вебинар в пробке/на бегу/пока готовишь ужин;
  • часто вебинар ведут люди, искренне увлеченные тем, что они делают, и это вдохновляет;
  • можно задать экспертам вопросы в чате и получить ответы напрямую от специалиста.

2) Минимальное оборудование для спикера

Чтобы провести вебинар, спикеру достаточно презентации, ноутбука с хорошей камерой и микрофона, стабильного интернета.

3) Множество технических решений для проведения вебинара

На рынке десятки технических решений для организации вебинара (Webinar.ru, Pruffme, bizon365, Zoom). Вы можете выбрать то, которое подходит под ваши задачи лучше. 

Минусы онлайн-трансляций

Все перечисленное не означает, что вебинар идеальный формат, который подходит под любые задачи. Как у любого решения, у таких онлайн-трансляций есть минусы. К примеру, такие:

1) Конкуренция за внимание пользователя

Каждая онлайн-школа проводит вебинары. Чтобы привлечь аудиторию именно к вашему продукту, придется постараться. 

2) Пассивная позиция слушателя 

Во время вебинара участник почти всегда просто потребляет полезный контент: смотрит презентацию, видео, слушает спикера. Или отвлекается на другие задачи, и мы теряем его внимание. Если мы хотим более активного участия аудитории, стоит продумать упражнения, темы для вопросов и форматы взаимодействия. 

3) Классический формат вебинара — «говорящая голова» — утомителен

Если мы планируем 2-часовой вебинар, большую часть которого спикер будет просто читать лекцию, нужно быть готовыми к тому, что далеко не все пришедшие дойдут до финала.

Минусы не означают, что от вебинара как формы надо отказаться. Вот несколько приемов, которые помогут выстроить взаимодействие с участниками вебинара и получить лояльную и заинтересованную аудиторию.

Как провести интересный вебинар и не усыпить аудиторию?

1) Выберите тему, которая интересна вашей аудитории

В идеале участник вебинара должен понимать, какую практическую пользу он здесь получит. Примеры тем из разных областей:

  • Как справиться с синдромом выгорания: пошаговый план восстановления
  • 5 правил здорового питания, которые несложно применять
  • Как нанимать удаленных специалистов: советы опытного «эйчара». 

Важно: не обещайте за 2-часовой вебинар научить жить до 100 лет, зарабатывать миллион в месяц или помочь стать счастливым раз и навсегда. Лучше дать полезный контент по конкретной теме.

2) Продумайте, как вы будете включать слушателей в беседу

К примеру, вы можете предложить:

  • Поставить плюсики или смайлики в чат. Это самое простое взаимодействие. Прием работает в начале вебинара, когда нужно включить внимание аудитории, но не стоит строить все выступление только на нем.
  • Ответить на вопросы. От базовых: «Из какого вы города?» до более осмысленных: «Что вы хотите узнать на вебинаре?» или вопросов по теме выступления.
  • Пройти тест. К примеру, спикер читает утверждения, слушатели подсчитывают, со сколькими из них могут согласиться, и делятся в чате.
  • Поучаствовать в викторине или квизе. К примеру, чтобы проверить знания или выиграть приз
  • Решить кейс. 

Такие форматы взаимодействия помогут слушателям включиться в процесс, а значит оставаться с вами дольше. 

3) Пригласите в качестве спикера харизматичного оратора

Будет здорово, если ведущий вебинара:

  • умеет взаимодействовать с аудиторией и искренне интересуется ее мнением;
  • влюблен в свою тему и готов говорить о ней незанудно и понятно;
  • готов отвечать на вопросы участников мероприятия и превратить вебинар в практичный тренинг или яркую дискуссию;
  • хорошо владеет материалом, о котором будет говорить. 

Еще по теме: Как вести вебинары?

Структура продающего вебинара

Очень часто вебинары проводят, чтобы привлечь внимание аудитории к платному продукту. Как выстроить такое выступление? Подойдет вот такая структура. 

1) Приветствие

В начале выступления не забудьте поздороваться и проверить качество связи. Стандартная практика — попросить аудиторию поставить плюсики в чат, если вас видно и слышно. 

2) Краткое представление спикера

Ведущий рассказывает о своем опыте. Важно здесь быть кратким и не уходить в перечисление достижений. Лучше, если рассказ будет выстроен в формате: «Чем мой опыт может быть вам полезен?».

3) Основная часть

В этой части важно:

  • дать полезный контент, который вы обещали слушателям;
  • включить их в беседу с помощью ответов на вопросы, тестов и других практик — обязательно напоминайте, что вы ждете ответов в чате;
  • не перегрузить аудиторию пользой: задача продающего вебинара — пригласить купить платный продукт, а не дать исчерпывающие ответы на все вопросы, чтобы в покупке платного онлайн-курса уже не было смысла. 

4) Продающая часть

Спикер рассказывает подробнее о платном продукте:

  • какие задачи решает онлайн-курс;
  • каких результатов помогает достичь;
  • истории успеха и отзывы выпускников.

Желательно сделать специальное предложение для участников вебинара. Можно предложить скидку, дополнительный бонус (второй курс в подарок, индивидуальную консультацию, доступ к базе знаний и т.д.). 

5) Ответы на вопросы

Ведущий отвечает на вопросы и закрывает возражения, связанные с платным продуктом.

Все сказанное не означает, что продающая часть должна быть только и исключительно в финале вебинара. Будет здорово, если во время контентной части спикер будет упоминать о платном продукте, говорить о его преимуществах и готовить интерес аудитории к самой продаже. 

Надеемся, наш материал помог вам разобраться, как устроены вебинары и как с их помощью достигать результатов.

Еще по теме: 6 ошибок продающих вебинаров