Андрагогика:
как учить взрослых?

Как организовать обучение и какие методы применить, чтобы взрослые учились с удовольствием и результатом? Ответы на эти вопросы предлагает андрагогика.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Что нужно, чтобы ребенок выучил урок? Иногда достаточно строгой учительницы и предприимчивой мамы, которая за двойки отбирает гаджет с любимыми игрушками. Но со взрослыми учащимися такие фокусы не проходят. Их не испугают двойки и гнев преподавателя. Они учатся, чтобы получить пользу, и методы обучения взрослых отличаются от тех, что хорошо работают для школьников.

Андрагогика, или наука обучения взрослых людей, позволяет выявить барьеры и преграды на пути личностного роста взрослого человека. Ее техники помогают учиться и приобретать новые навыки более эффективно.

Мы не будем подробно останавливаться на истории науки и изучать ее развитие, но посмотрим, какие приемы обучения в андрагогики стоит взять на заметку.

Еще больше секретов создания образовательного проекта вас ждут на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

Основные принципы андрагогики

В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:

  1. Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
  2. Обучение взрослых должно строиться на практике.
  3. Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
  4. Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.

Каким должно быть обучение взрослых?

Каждый принцип андрагогики – это ответ на вопрос «Как создать эффективные программы обучения взрослых?».

Опираясь на базовые принципы андрагогики, можно выявить несколько характеристик, которым должны отвечать качественные курсы для взрослых:

  • Дайте учащимся возможность контролировать свое обучение

Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.

Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.

  • Практикоориентированный подход

Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача – улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.

  • Будьте логичны и последовательны

Зрелые и опытные слушатели редко сохраняют гибкость и адаптивность детского сознания. Взрослые гораздо критичнее, чем дети, относятся к обучающим материалам. Учитывайте эти особенности обучения взрослых. Разработчикам курсов нужно бесконечно отвечать на вопрос «почему так?», представляя новые концепции, бороться с сомнениями слушателей.

  • Используйте опыт учащихся

Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.

  • Создайте гибкую систему обучения

Жизнь взрослого человека напоминает выступление искусного жонглера. Чтобы успевать работать, общаться с семьей, помогать родственников, общаться с друзьями, человек проявляет большую ловкость. И вписать в плотный график еще и обучение иногда оказывается непростой задачей.

Создавайте гибкую систему обучения взрослых и будьте готовы к тому, что личные обстоятельства могут помешать учащимся пройти курс до конца.

  • Создавайте качественные обучающие продукты

У взрослых высокие ожидания от обучения. Они хотят не просто получить диплом. Они хотят полезный навык, ожидают немедленных результатов и ищут курс, который будет стоить вложенных денег и усилий. Постарайтесь сделать так, чтобы это было про ваш учебный продукт, и вас ждет успех.

Научитесь создавать успешные учебные программы на курсе «Методист в онлайн-обучении».

Кто с успехом учит взрослых?

Успешными примерами на рынке обучения взрослых в Москве можно назвать крупные онлайн-школы – Фоксфорд, Netology, Skyeng. Как правило, они выбирают нишевые стратегии обучения взрослых, фокусируясь на проработке определенных скиллов и навыков – иностранные языки (Skyeng), интернет-профессии (Netology), подготовка к сдаче ЕГЭ, переподготовка учителей (Фоксфорд).

Как эффективно учить взрослых?

Методист образовательного онлайн-проекта

Разрабатывая программы обучения взрослых, ответьте на следующие вопросы:

  1. Как увлечь слушателя?
  2. Какие темы предложить, чтобы решить практические задачи клиента?
  3. Как можно дополнить (при необходимости) программу?
  4. Какой формат обучения выбрать (очно/заочно)? Какие формы обучения будут востребованы (вебинар, видеоурок, live-эфиры, telegram-чаты и т.д.)?
  5. Какая интенсивность процесса обучения будет оптимальной для вашей целевой аудитории (1 раз в неделю или ежедневно)?
  6. Как замотивировать пройти обучение до конца?

Ответы на эти вопросы позволят разработать успешную стратегию обучения взрослых на ваших онлайн-программах и курсах.

Как мотивировать взрослых пройти обучение до конца?

Напоследок еще несколько советов, которые помогут мотивировать слушателей пройти образовательный курс до конца.

  • Создавайте образовательную среду, а не отдельные курсы

Не только дети бывают любознательны, поэтому создавайте для ваших взрослых слушателей всевозможные дополнительные материалы, видеоуроки, подкасты, бесплатные ресурсы. Такая учебная среда будет вдохновлять слушателя на собственный поиск и более глубокое изучение материала.

  • Организуйте сообщества учащихся в социальных сетях

Дайте людям возможность обмениваться знаниями и мнениями в сети. Поддержка группы станет одним из мотивирующих факторов завершить обучение.

  • Шутите

Если ваши ученики будут считать вас остроумным, они внимательно прослушают урок до конца, чтобы не пропустить ни одной шутки. Используйте это.

  • Применяйте приемы микрообучения

Продумывая программы обучения взрослых, делите материал на небольшие фрагменты, которые гораздо удобнее изучать и запоминать, чем огромные пласты информации.

  • Интригуйте своих слушателей

Никогда не раскрывайте всех своих карт в самом начале пути. Подробно расскажите о курсе, но оставьте парочку приятных сюрпризов. Мало кто захочет читать книгу, зная, чем она закончится.

  • Позвольте учащимся работать над собственными целями

У каждого из слушателей есть собственная цель, с которой он приходит на курс. Узнайте ее и помогите ее достичь. Если во время обучения слушатели могут работать над собственными проектами, это станет дополнительной мотивацией для них.

  • Помогите слушателям связать полученные знания с практикой

Расскажите, как учащиеся смогут использовать навыки на их рабочих местах, как они смогут улучшить свою повседневность с новыми знаниями. Не забывайте, что принцип андрагогики – в практическом обучении. Помогите выстроить связь между знаниями и реальностью.

Что почитать об андрагогике?

  1. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource by Malcolm S. Knowles Ph.D., Richard A. Swanson Ph.D., Elwood F. Holton III Ed.D.
  2. Теслинов, Протасова: Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития.
  3. Змеев С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых.  

Материал создан на основе статей

The Adult Learning Theory — Andragogy — of Malcolm Knowles

17 Tips To Motivate Adult Learners

9 Tips To Apply Adult Learning Theory to eLearning

Другие статьи