Искусство простоты: как сделать онлайн-курс понятным?

Ради чего вы создаете онлайн-курсы? Чтобы научить студентов? Или засыпать их информацией с головой? Принципы минимализма в создании эффективного e-learning-обучения.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Многие создатели онлайн-обучения действуют по принципу «много не мало» и стараются включить в курс максимум информации. В результате объем данных в несколько раз превышает способность человеческого мозга хранить и перерабатывать информацию, студенты убеждаются, что онлайн-обучение это слишком сложно, и все усилия пропадают даром.

Как не наступить на эти «грабли»? Следовать принципу «чем проще, тем лучше».

Принцип простоты означает, что вы сообщаете важную информацию максимально простым для понимания способом. Вы не создаете преграды на пути студентов, а делаете все, чтобы они без труда разобрались в устройстве и контенте онлайн-курса.

Как помочь учащимся пройти обучение максимально быстро и эффективно?

Все секреты создания онлайн-курсов на курсе «Методист онлайн-курсов»

1) Изучите целевую аудиторию

Вам стоит разобраться:

  • что они хотят получить от курса?
  • что они знают о теме курса? (новички и опытные требуют разного уровня погружения в материал)
  • как им комфортно учиться? («живые» вебинары или запись? продолжительные вебинары или микроуроки, которые можно смотреть на ходу?)

2) Сосредоточьтесь на самом главном

Продюсирование курса: от идеи до реализации

Вы уже знаете цели слушателей и их ожидания от обучения. Ваша задача привести их к цели самым коротким маршрутом. Дитер Рамс говорил: «Хороший дизайн это как можно меньше дизайна», и этот постулат касается не только визуального оформления онлайн-курса.

Например, у вас не получится хороший дистанционный курс, если вы просто возьмете старую презентацию (или главы из своей книги) и перенесете их в электронный формат. Вам понадобится оптимизировать контент, чтобы слушатели получили максимум пользы при минимуме усилий.

  • включайте в онлайн-курс только те фрагменты контента, которые ведут к цели обучения. Вы можете предложить дополнительные материалы для тех, кто хочет глубже погрузиться в тему, но основную часть урока лучше не перегружать
  • исключите из курса контент, который «интересен, но не имеет значения». Это правило относится и к тексту, и к визуальным частям курса.

3) Не бойтесь пустого пространства

Не стоит заполнять всю поверхность каждого слайда информацией. Даже если она кажется вам полезной. Почти наверняка студент не увидит ее, потерявшись в зарослях текста. Ваш союзник пустое пространство слайда, на фоне которого информация читается лучше и выглядит более значительной.

Проверьте, достаточно ли привлекательно выглядит первый экран вашего онлайн-курса. Нужно ли «облегчить» его и убрать лишние сведения? Поступите также с остальными слайдами.

4) Пользуйтесь визуальными элементами грамотно

Здесь действует тот же принцип: чем проще объяснение, тем лучше. Если мысль гораздо проще объяснить с помощью визуала, откажитесь от текста. Замените его на иллюстрации, инфографику, видео или любые другие элементы.

Обратите внимание, что в хорошем онлайн-уроке визуальные элементы используют для того, чтобы избавить слушателя от длинного нудного текста и дать информацию в компактной и удобной для запоминания форме.

5) Избегайте многословия

Онлайн-курс не должен напоминать научную статью, через которую слушателю придется продираться. Говорить коротко и по делу один из основных навыков методиста онлайн-обучения.

Вот несколько советов, как избежать многословия:

  • Оптимально, если абзацы текста будут включать не более 3-4 предложений и занимать 2-3 строки.
  • 1 экран — 1 идея. Убедитесь, что с каждого слайда четко считывается основная идея, и ничто не отвлекает слушателей от нее.
  • говорите проще. Откажитесь от сложной терминологии, особенно если разрабатываете онлайн-курс для начинающих.
  • между отглагольным существительным и глаголом выбирайте глагол. Не «изменение прогноза», а «прогноз изменился», не «осуществление плана», а «выполнили план».
  • если это возможно, разделите длинные предложения на несколько коротких. Но не впадайте в обратную краткость. «Язык телеграфа» вряд ли украсит ваш онлайн-урок.
  • избегайте канцелярских оборотов. «В настоящее время» лучше заменить на «сейчас», «на том основании, что» на «потому что».

Учим талантливых творцов онлайн-курсов на курсе «Методист онлайн-курсов».

6) Структурируйте информацию короткими модулями

4 признака, что ваш онлайн-курс нуждается в обновлении

Современные слушатели учатся «на бегу», пытаясь проходить онлайн-уроки по дороге на работу или выгадывая пару минут во время стояния в очереди. Постарайтесь создать онлайн-курс, который подходит для такого способа изучения материала.

Формат микрообучения подходит не для любых тем, но если контент вашего курса не пострадает, когда вы представите его в виде небольших удобных для изучения фрагментов, сделайте это. Слушатели гораздо проще найдут 15 минут на изучение короткого урока, чем 1,5 часа на то, чтобы прослушать длинный вебинар.

Материал создан на основе перевода статей The Art of Simplification in eLearning Design, 7 Techniques for Reducing Wordiness in Your eLearning Courses.

Что еще почитать?

6 принципов успешного микрообучения

Формула эффективного онлайн-курса

Как мотивировать учиться онлайн?

Другие статьи