Back to the Future: почему разрабатывать онлайн-курс нужно с конца?

Советы для начинающих методистов и всех, кто хочет создавать качественные онлайн-курсы. 

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Почему создавать программу онлайн-курса с конца — это хорошая идея? Все просто. 

Давайте подумаем, зачем ученики приходят на онлайн-обучение. Чаще всего, за знаниями и навыками, которые помогут им получить повышение на работе, найти новую работу, быть эффективными в тех или других ситуациях. Иными словами, они приходят за конкретным результатом. О нем — желаемом результате, финальной точке обучения — и стоит помнить, когда вы создаете онлайн-курс. 

Подход «от результата» отличается от малоэффективного обучения, когда вы сваливаете на голову студенту информацию по принципу «много не мало», а он пытается не утонуть под водопадом фактов и самостоятельно размышляет, как он будет применять все эти знания на практике. 

В результате такое обучение проваливается. Студент может безукоризненно сдать финальный тест, но по-прежнему не уметь работать с ипотечными договорами или выстраивать взаимодействие с клиентом. Он получил много теоретических знаний, но совершенно не представляет, как применять их на практике. 

Опытный методист разрабатывает онлайн-курс, отталкиваясь от результатов, которые должен получить учащийся. Нужно не просто доставить контент, но и помочь переварить те знания, которые учащиеся проглатывают.

Учим востребованных специалистов на курсе «Методист онлайн-курсов». 

3 этапа разработки онлайн-курса

Шаг 1. Определить желаемые результаты

Проектирование «от результата» ориентируется на нужды учащихся. С каким запросом они приходят на курс? Что они должны знать и уметь в финале обучения?

Как определить общие цели курса и желаемые результаты?

  • поставьте себя на место учеников, чтобы понять их потребности и запросы
  • проведите серию глубинных интервью, чтобы понять, с какими ожиданиями слушатели приходят на курс
  • если вы готовите специалистов той или иной профессии, выясните запросы рынка. Сделать это можно, изучив вакансии на сайтах поиска работы. В них работодатели указывают требования к успешному кандидату и его навыкам. Полезно также поговорить и с работодателями. 
  • определите большие идеи курса. Какой минимум информации слушатели должны обязательно усвоить? Включайте только те сведения, которые позволяют достичь результатов. У слушателей нет времени, чтобы переплывать море полезных данных, которое вы готовы им предложить.

Например, если слушатели хотят научиться управлять буровой машиной, они точно обойдутся без информации, кто ее изобрел. Вы делаете курс по тайм-менеджменту? Значит ученики придут за конкретными алгоритмами, как организовать работу эффективно. Философские теории о сути времени и абстрактные размышления в курс можно не включать. 

  • определите, какие идеи, концепции или навыки онлайн-курса сложно освоить. На этом этапе вам нужно поговорить со слушателями, чтобы понять, с каким опытом (образовательным и профессиональным) они пришли на обучение. 

Определившись, какие части курса, скорее всего, вызовут затруднения, вы сможете заложить на их изучение больше времени. 

Шаг 2. Определите критерии достижения результата

Как мы узнаем, что студенты достигли нужных результатов? Какие критерии сообщат нам, что обучение прошло успешно?

Определите эти факторы как можно конкретнее. Например, если ваша задача — выучить английский язык, как вы узнаете, что цель достигнута? Вы умеете читать по-английски без словаря и поддерживать несложные разговоры с иностранцами? Вы можете выступать на английском или писать статьи на этом языке? Вы умеете говорить без акцента?

Каждый из этих пунктов может стать критерием достижения результата. А вот просто фраза «выучить английский язык» таких критериев не дает — слишком она абстрактна. 

Ваша задача — создать идеальный образовательный опыт для учащихся, а также материалы для оценки (и самооценки) понимания слушателей. 

Научим проектировать онлайн-обучение любой сложности на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Как оценить результаты обучения?

  • Определите, какой уровень погружения в тему необходим. Достаточно ли, если они научатся управлять автомобилем? Или нужно, чтобы они также умели устранять неисправности? Достаточно ли, чтобы учащиеся могли перечислить перечень шагов в правильной последовательности? Или они должны также знать, как выполнять эти шаги?
  • Не ждите конца обучения. чтобы проверить его результаты. Контролируйте, как слушатели освоили тему на протяжение всего курса, чтобы иметь возможность, если потребуется, направить их и скорректировать образовательную траекторию. В конце концов, понимание не приходит к слушателю внезапно, в конце курса. Так почему вы должны ждать так долго, чтобы его проверить?
  • Предоставляйте развернутую обратную связь на домашние задания. Недостаточно сказать «это правильно» или «это неверно». Предоставьте подробную диагностику, чтобы помочь слушателям оценить себя и степень своего погружения в материал. Например, в курсах EdMarket домашние задания проверяют тьюторы, которые подробно анализируют работы студентов и выявляют сильные и слабые места. 

Шаг 3. Создайте учебную программу

Какой учебный опыт приведет к формированию понимания и навыка?

На этом этапе вы уже знаете, к каким результатам стремитесь и как проверить их достижение. Остается разработать учебную программу. Вот несколько советов для этого:

  • включайте только те задания, которые помогут достичь результатов
  • включите в курс реальные ситуации, с которыми слушатель будет сталкиваться в работе. Это можно делать в формате разбора кейсов, практических упражнений (групповых и индивидуальных)
  • предоставляйте слушателям подробные инструкции, как выполнять домашние задания и применять знания из курса на практике
  • предоставьте возможности для глубокого погружения в тему. К обязательной программе можно добавить дополнительные материалы.

Что в результате? Вы сможете гордиться, что создали онлайн-курс, который помогает продвинуться по карьерной лестнице или изменить себя к лучшему. 

Статья написана на основе перевода статьи «Why You Should Be Designing eLearning Courses Backwards»

Что еще почитать?

Как создать программу онлайн-курса: 7 советов

Как найти работу начинающему методисту?

Топ-10 трендов онлайн-образования-2020

Другие статьи