Как грамотно организовать мозговой штурм?

В «Пятничном EdMarket» книга С. Роулинг «Я хочу больше идей».

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Мозговой штурм это возможность сообща придумать “идею на миллион”. Или потратить несколько часов впустую, если не сумеете организовать процесс продуктивно.

В книге Стива Роулинга «Я хочу больше идей. Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер») вы найдете немало советов, как организовать мозговой штурм, чтобы не было мучительно больно за потраченное время.

Давайте разберемся с основными моментами процесса.

Научим создавать креативные идеи для онлайн-школы на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Почему мозговой штурм это, как правило, неплохая идея? Потому что человеческий мозг, обладая немалыми способностями к креативности и обучению, вместе с тем обладает и большой инертностью. Зачем преодолевать дискомфорт, создавая новые решения, если можно использовать старые проверенные методы? Так полагает человеческий мозг. Именно поэтому нам сложно преодолевать инертность мышления и создавать новые нейронные связи.

Один из способов преодолеть сопротивления мозга устроить мозговой штурм и сообща создать по-настоящему впечатляющие идеи.

Как грамотно организовать мозговой штурм?

Skills puzzle 2.0

  • Объявите тему заранее. Так вы дадите всем участникам мозгового штурма возможность подготовиться. Это может быть решение проблемного вопроса, генерация идеи для нового продукта, создание стратегии развития онлайн-школы
  • Создайте обстановку, в которой участникам будет комфортно обмениваться идеями. Далеко не все будут смело делиться идеями, зная, что их мысли могут отвергнуть. Поэтому на начальном этапе мозгового штурма принимайте и записывайте абсолютно все идеи, даже бредовые.
  • Сочетайте во время мозгового штурма письменные и устные практики. Не всем комфортно высказываться устно. Есть люди, которые письменно гораздо лучше формулируют мысли
  • Организуйте работу в небольших группах. Часть времени стоит давать задания, для выполнения которых люди объединятся в группы по 3-4 человека. Так вы увеличите активность каждого участника
  • записывайте все идеи, которые возникают в ходе мозгового штурма. Даже (и особенно) самые безумные
  • предусмотрите время на перерывы. Сложно креативить без отдыха
  • в финале наметьте, какие из идей вы возьмете на вооружение прямо сейчас. Итогом должен стать план действий, иначе мозговой штурм не даст результатов.

10 упражнений для успешного мозгового штурма

Получить максимум креативных идей часто помогают упражнения. Мы выбрали 10 техник из книги С. Роулинга, которые помогут потренировать творческое мышление.

Быстрые свидания

Суть: упражнение стоит провести в начале мозгового штурма, особенно в случае, если команда не слишком знакома друг с другом. Используйте формат быстрого свидания (3-5 минутная беседа, которая помогает быстро составить представление о человеке), чтобы сотрудники лучше узнали друг друга.

Зачем: упражнение поможет сплотить команду и выявить неочевидные ресурсы ее членов.

Представьте мир, где вас нет

Суть: представьте мир, где вашего проекта со всей пользой, которую он приносит, пока не существует. Чего лишаются люди? Запишите как можно больше благ, которых лишится мир. Например, выполнив такое упражнение, креативная группа LEGO пришла к выводу, что только игрушки LEGO позволяют детям проявлять фантазию, создавая почти все что угодно из типовых деталей. Это и стало основой миссии компании.

Зачем: Упражнение позволяет сформулировать ваше УТП и понять миссию проекта.

Сила твита

Суть: Твиттер предложил новый формат общения — короткими сообщениями, каждое из которых не больше 140 символов. Почему бы не использовать этот принцип в рамках мозгового штурма?

Попробуйте сформулировать миссию компании (или ее слоган), следуя ограничениям твита. Создайте несколько коротких вариантов текста для вашего УТП, миссии, главной идеи. Уложитесь меньше чем в 140 символов? Так еще лучше.

Зачем: Очень часто онлайн-школы, пытаясь сформулировать УТП, тонут в частностях и обилии слов. Ограничение по числу символов поможет вам создать короткое и емкое определение, которое будет легче донести до ваших клиентов. Чем проще и понятнее получится формула, тем лучше.

Переформулируйте проблему

Суть: Выберите несколько проблем, от которых страдает ваш проект. Например, «не хватает бюджета» или «сотрудники не хотят проходить обучение». Переформулируйте проблему в форму вопроса: «Как мы можем реализовать проект при дефиците бюджета?» или «Как мы можем увлечь сотрудников обучением?» Попробуйте ответить на получившиеся вопросы.

Зачем: Проблемы мы воспринимаем как ограничения, которые блокируют творческую активность мозга. Переформулировав их в виде вопросов, вы легче найдете для них решения.

Компас

Суть: сформулируйте все цели, которые стоят перед проектом, вплоть до самых частных. Затем распределите их, пользуясь компасом целей.

Зачем: Работая над стартапом, вы испытываете искушение бежать во все стороны разом. Компас целей позволяет отделить цели, которых нужно достичь обязательно, от тех, к которым можно вернуться позже (а также от тех, от которых лучше отказаться вовсе). Используя упражнение, вы формулируете приоритеты вашей онлайн-школы.

Инструменты преподавания онлайн ждут вас на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Развиваем идеи друг друга

Суть: предложите каждому участнику написать на листке 3 идеи, которые можно внедрить в вашем проекте. Затем обменяйтесь листами с идеями и дополните идеи, которые на них изложены.

Зачем: вы развиваете идеи друг друга, создавая нечто новое. Так гораздо больше шансов придумать по-настоящему отличную идею. Кроме того, это упражнение позволяет задействовать всех участников команды, включая тех, кто не силен в коллективных дискуссиях.

Пять почему

Суть: Технику «пяти почему» часто используют, проводя кастдев. Однако она подходит и для мозгового штурма. Возьмите проблему, с которой сталкивается ваш проект, и задайте не меньше пяти почему: «Почему для нас это важно? Почему мы не можем обойти эту проблему?» и т.д. Упражнение подходит и для работы с миссией проекта.

Зачем: задавая как можно больше почему, вы приходите к глубинным мотивациях членов команды и сути вашего проекта.

Лестница принятия решений

Суть: используйте лестницу принятия решений, чтобы изучить свойства вашего продукта.

Зачем: Лестница принятия решений помогает взглянуть на продукт извне, глазами покупателей и проработать его ценности и особенности.

Другими глазами

Суть: Создайте 3-4 образа ваших клиентов. Обязательно дайте им имена, расскажите, чем они занимаются, что любят, к чему стремятся, от чего страдают. Чем лучше вы проработаете образы, тем ценнее будет упражнение.

Когда вы поймете, что видите клиентов, как живых, опишите ваш проект и ваши курсы от их лица. Вы можете написать монолог клиента или разыграть сценку с участием менеджера по продажам и покупателя.

Зачем: упражнение позволяет избавиться от автоматизма восприятия и увидеть ваш проект под другим углом.

3 плюса, 3 выгоды, 3 замечания

Суть: упражнение можно выполнить, когда у вас уже появилось множество идей. Рассмотрите каждую и выявите три плюса, три выгоды, которые несет идея, и три замечания, которые помогут ее улучшить.

Зачем: упражнение помогает доработать идеи.

Что еще почитать?

Искусство обучать: 7 советов, которые сделают ваши онлайн-курсы лучше

7 инструментов для креативного мышления

Топ-15 книг об онлайн-образовании (и не только)

Другие статьи