Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Внимание участников дистанционного обучения испаряется как пары эфира? Редкие атомы заинтересованности никак не соберутся в молекулы эффективности? Я — тот еще химик, так что делюсь своими идеями, как исправить ситуацию.

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Татьяна Блинова

руководитель проектов по обучению, разработчик курсов

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Если вы часто проводите вебинары, проверьте, все ли из перечисленных секретных ингредиентов есть в вашем рецепте, чтобы:

— привлечь участников к дискуссии

— разбудить эмоции

— начать выработку полезных практических навыков.

Понятно, что все спикеры, даже не самые продвинутые, побуждают задавать вопросы, высказывать свои мнения, призывают к ответам. Какие еще приемы можно использовать? Похимичим вместе.

Еще больше секретов мотивации аудитории вы узнаете на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Как сохранить внимание аудитории?9 вариантов лид-магнитов, эффективных для онлайн-образования,

  1. Лакмусовая бумажка. Просто просите участников отправить вам эмодзи своего состояния. Иногда я предлагаю придумать нестандартные смайлы или тэги: «ушелвсебя», «курюбамбук». Так вы сразу считаете общее настроение и сможете быстро его скорректировать.

Эмодзи вы можете использовать после завершения какого-либо блока или в конце занятия для получения обратной связи. Однажды я работала на платформе, которая давала возможность слушателям в любой момент нажимать на тот или другой эмодзи, чтобы показать, насколько им здорово или скучно. Так я постоянно видела на экране настроение аудитории. Жаль, что не у всех онлайн-платформ есть такой функционал.

  1. Горение на ходу. Метод спонтанный, но действенный — включите одному из участников микрофон и предложите продолжить вашу фразу или ответить на вопрос. Всплеск внимания гарантирован!
  2. Кейсы и задачи на диффузное опыление группы. В вашем флаконе участников новички и профи? Перемешиваем их опыт, описывая ситуации для решения в чате. Придумать задачу, требующую четкого ответа, можно в любой сфере наук. Например: «Василий продал трем клиентам дополнительные продукты, а одному не помог отправить платеж вовремя. Какой баланс его промоутеров?»

Часто аудитории новичков и опытных специалистов объединяются в корпоративных тренингах. В этом случае вебинар будет интересен «старичкам», если они услышат что-то новое (например, им расскажут о новом продукте) или узнают о фишках, которые применяют в работе их коллеги. А для новых сотрудников такой вебинар — хорошая возможность почувствовать себя частью общекорпоративной копилки знаний.

  1. Именные опросы-индикаторы массы накопленных знаний. Если у вас обучающий вебинар, без нескольких штук не обойтись. Используйте возможности технической платформы или формы google. Проводите неожиданно, прямо во время выступления, убирая ссылку в течение нескольких минут.

Этот прием хорошо работает в корпоративной сфере. Приготовьте опрос в google-форме и в какой-то момент занятия дайте ссылку на него в чате с просьбой указать ФИО и ответить на 1-2 вопроса. Так вы узнаете, кто из аудитории вас внимательно слушает.

Прием может работать и при проведении бизнес-вебинаров. Например, вы можете предложить заполнить опрос в google-форме заранее, чтобы узнать ожидания аудитории, их опыт и запрос, а затем использовать эту информацию во время занятия.

  1. Картинки-катализаторы. Вставьте в презентацию произвольное изображение и уточните у аудитории: «Как это связано с нашей темой?» Мой любимый пример из практики — картинка в формате «Было-Стало» с длинноволосой девушкой, которая потом предстает с короткой стрижкой. Речь шла о сокращении дистанции между продавцом и клиентом, но обсуждения всегда радовали!

По моему опыту, этот прием особенно хорошо работал на тренингах для высших менеджеров и других специалистов, которые особенно ценят возможность продемонстрировать свою эрудицию и самостоятельность мышления. А, например, когда речь идет о вебинаре для кассиров в банке, особенно хорошо «заходят» предложения вспомнить самого проблемного клиента или рассказать о трудностях профессии.

  1. Кристаллизация. Предложив нескольких вариантов решения ситуации, проведите голосование, какой из них участники готовы начать использовать прямо сейчас? Так вы еще раз напомните все приемы и побудите действовать. Мне нравится голосовать за любимые способы работы с возражениями или самые классные ответы на клиентские претензии.
  2. Ядерная реакция. Критиковать других — любимое нами занятие! Есть темы, в которых легко организовать поиск ошибок у спикера. Например, в вебинаре, где речь идет об использовании стандартных фраз в общении, я просила найти ошибки в том тексте, который озвучивала. С такого быстрого упражнения хорошо также начинать обсуждение спорных тем.

Как часто стоит использовать эти и подобные приемы? Все зависит от того, насколько ваша аудитория мотивирована. Например, если участники обучения заинтересовались темой и заплатили деньги за участие, скорее всего, они будут слушать очень внимательно.

Другое дело, если вы проводите корпоративный вебинар, на который сотрудников собрали «добровольно-принудительно». В таких ситуациях я каждые 3-5 минут включала в занятие какой-то из приемов, чтобы не потерять внимание публики.

Оцените также цели обучения. Если они в плоскости знакомства участников с теорией, мы вовлекаем их, чтобы мотивировать и удержать внимание. Если у вас практическое занятие, задача которого — дать слушателям конкретные инструменты, без практических упражнений точно не обойтись.

Еще по теме

Больше драмы! Или как создать увлекательный курс?

Как объяснить что угодно кому угодно?

Эмоции в онлайн-образовании: как создать и поддерживать?

Другие статьи