Запустить образовательный «шаттл»: чек-лист для начинающего продюсера

Елена Пугачева — о тех шагах, которые отделяют вас от запуска образовательного проекта.

Продюсирование курса: от идеи до реализации EdMarket

Елена Пугачева

продюсер курсов маркетинговой линейки «Нетологии», журналист, ведущая рубрики в газете «Вечерняя Москва»

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Продюсер — человек в команде, держащий весы, где на одной чаше — счастье студентов, на другой — экспертов. Продюсер в образовании — натуральный источник счастья: студентов, которые с удовольствием учатся, преподавателей, которые с удовольствием передают экспертизу, и команды, которая с удовольствием работает.

Помимо обеспечения счастья, функционал продюсера широк — от анализа рынка до подбора экспертов и работы с контентом и координации команды курса. Продюсер ответственен за деньги компании, потраченные на запуск, качество курса и его востребованность.  

Разберемся по порядку.

Все о работе продюсера в сфере онлайн-образования  на курсе «Продюсер онлайн-курсов».

  1. Анализ рынка  

Если курс оказался бесполезным, ненужным в вашей линейке или непродаваемым, это, увы, вина продюсера. Чтобы этого не случилось, продюсер должен проводить тщательный анализ — рынка, спроса, конкурентов, вакансий, наконец, своей ЦА.

Анализ рынка — один из самых неоднозначных этапов, потому что с точностью до цифры необходимость запуска программы невозможно предсказать/обосновать. Многое зависит от интуиции и подготовительной работы, которую вы проведете.

Так из каких шагов складывается этот этап?

  1. Скоринг / анализ вакансий (самое простое — через hh.ru):
  • смотрим количество (есть ли спрос на рынке?)
  • смотрим описание требований работодателей для составления скиллсета программы
  1. Wordstat | Google Trends (а есть запросы по теме? а много?)
  2. Конкуренты
  3. Кастдев (опрос, интервью) экспертов
  4. Кастдев работодателей или хантеров
  5. Кастдев ЦА / текущих студентов
  6. Открытые занятия

Скоринг вакансий покажет, есть ли спрос на рынке (а описание требований работодателей пригодится на этапе составления скиллсета программы).

Wordstat поможет определить популярные запросы по теме вашего курса. Обратите также внимание на колонку похожих запросов.

Анализ конкурентов также позволяет оценить спрос, кроме того, сравнительный анализ поможет в поиске УТП вашей программы (того, чем вы будете выгодно отличаться от конкурентов).

Кастдев, или обратная связь от целевой аудитории (специалистов, которые работают по данной специальности) показывает, как приобретаются навыки, и очень пригодится в составлении программы будущего курса. Проведите несколько интервью с экспертами, работодателями и потенциальными студентами курса, чтобы выяснить, чего ждут от специалистов этой профессии на рынке, какие есть недостатки в том, как готовят этих специалистов сейчас. Оцените, готовы ли купить ваш курс и есть ли у целевой аудитории «боль», которую ваш курс решает и за решение которой слушатели готовы платить.

Не забывайте про такой инструмент, как открытые занятия (как правило, бесплатные вебинары) — они позволяют оценить спрос и аудиторию, которая придет на ваше мероприятие.

КЕЙС

Инсайт — то важное, что определяется на этапе анализа. Инсайтом в маркетинге называется мотив, побуждающий к действию (например, к покупке курса), истинная причина, по которой клиент / пользователь выбирает тот или иной товар или услугу.   

Выяснить инсайт помогают интервью с пользователями, а инсайт, в свою очередь, становится мощным помощником (даже платформой) в выборе позиционирования, построении коммуникационной стратегии и общении с вашей аудиторией через маркетинговые, рекламные инструменты.

Из личного. На курсе для директоров по маркетингу я не понимала, как спроектировать занятие по CRM-стратегии. Огромную тему уложить в 8 ак. часов эффективно не получалось — то на РФМ‑анализ не хватало времени, то на механики, то на практику. И как приоритизировать, привести к общему знаменателю, сделав занятие интересным для студентов с разным бэкграундом?

В результате сбора обратной связи оказалось, в этом занятии студентам важна не теория — они ждут кейсов и экспертизы от спикера по внедрению стратегии, без углубления в механики и детали.

Вот это и есть инсайт — информация, которая позволяет увидеть мотив и скорректировать под него действия.

Резюмируя

Качественная подготовительная работа на этапе анализа позволит вам не только принять правильное решение о запуске, но и определить скиллсет (набор навыков) курса, выделить УТП и набросать базу для коммуникационной стратегии с пользователями (определив боли и желания, вы сможете доносить информацию и ключевые сообщения до своей целевой аудитории эффективнее).  

  1. Подготовка программы курса  

Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?

Программа курса — прямая производная от скиллсета, набора навыков, которым должен обладать студент после обучения на вашем курсе.

Скиллсет определяется через анализ требований работодателей, интервью с работодателями, хантерами и непосредственно специалистами. Курс, которые не дает навыков для решения рабочих задач, никому не нужен.  

На этом этапе вы можете проработать программу как самостоятельно, так и с помощью привлечения автора на программу.

СОВЕТ 1

Верифицируйте программу у нескольких экспертов. Любой, даже самый профессиональный взгляд, может быть субъективен — не попадайте в эту ловушку.

СОВЕТ 2

Правильно формируйте ожидания будущих студентов.  

При подготовке лендинга и в целом позиционирования и маркетинговой кампании не обещайте больше, чем можете (и хотите) дать.

  1. Поиск / подготовка экспертов  

Следующие пункты я рассмотрю коротко, ибо каждый требует отдельного (и не одного) материала.

Как правило, поиск экспертов происходит через ресерч профильных мероприятий, интересных мне компаний или личных рекомендаций.

Важно на этом этапе корректно забрифовать эксперта — донести цели и задачи курса, рассказать о проектируемых навыках и потенциальной аудитории. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, составив ТЗ для эксперта, тем меньше проблем получите на стадии работы с контентом.

Сделайте документ, в котором вы рассказываете эксперту о курсе, об ожиданиях студентов. Подготовьте для него шаблоны, примеры тезисов, презентаций и практик.

  • Фиксируйте договоренности в рабочем документе (структура занятия, формат практики, дедлайны).
  • Попросите эксперта провести пробное занятие, чтобы убедиться, что все пойдет по плану.  

Простенький бриф для эксперта.

  1. Работа с контентом

Продюсер образовательных онлайн-курсов EdMarket

    1. проектирование курса (выбор образовательной модели), выбор упаковки контента (форматы обучения). Основной вопрос, который вы должны задать себе (или ваш методист, или педагогический дизайнер) на этом этапе — как, через какие методы и инструменты, студенты курса максимально эффективно достигнут цели обучения/освоят навык (базовый материал о процессе проектирования материалов)  
    2. подготовка практики (домашние задания, дипломные работы)
    3. подготовка материалов (презентации / дополнительные материалы)
    4. помощь в организации занятия эксперту. Вот тут отличная статья про мотивацию и организацию занятия с точки зрения вовлечения.

Система ABCD

Как правило, проектирование происходит от целей обучения и итоговых навыков студента. У Dedu Center нашла интересное о системе ABCD.

Эта система — серия вопросов для постановки учебных целей.

A — Audience
Кто наша учебная аудитория?
В — Behavior
Как ведет себя аудитория курса в процессе обучения? Какое поведение для них неприемлемо?
C — Conditions
В каких условиях будет \ может \ должно проходить обучение или находятся сами учащиеся?
D — Degree
В какой степени развиты те или иные компетенции? До какой степени (как глубоко) мы хотим погружаться в материал?  

Следующие этапы продюсирования связаны с запуском курса — координация команды (сопровождения курса), сбор и анализ обратной связи в real time режиме, чтобы держать руку на пульсе, не боясь чинить набравший высоту самолет.

Обратная связь по итогам курса позволяет оценить качество, его аудиторию, недоработки и белые пятна, проаудировать экспертный состав и материалы. И приступить к еще одному интересному этапу — апдейту программы.

Но это уже совсем другая история 🙂

Резюмируя

Задачи продюсера по запуску программы:

  • Анализ запуска (рынок + прогноз окупаемости)
  • Подбор экспертов
  • Подготовка программы
  • Проектирование обучения
  • Апдейт программы
  • Координация команды, взаимодействие с отделами маркетинга и продаж

Не бойтесь широты функционала и шишек (а они непременно будут) — обучение (например, в EdMarket), позволит не набить лишних 🙂

Продюсируйте с удовольствием! 

Другие статьи