6 заблуждений, которые могут стоить вашему онлайн-курсу слишком дорого

Представляем вам рубрику EdMarket «Пятничное чтение». С этого дня раз в неделю ищите в блоге EdMarket интересные мысли из полезных книг об онлайн-образовании.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Сегодня в рубрике — 6 заблуждений, которые могут помешать вам создать качественный образовательный курс (на основе книги Майкла Аллена «E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным».
Издательство «Альпина Паблишер»).

  1. Руководители знают, чего хотят и что нужно персоналу компании

Это не всегда так. Руководитель компании может не знать обо всех возможностях современного онлайн-образования. Кроме того, сама формулировка задач обучения часто оставляет желать лучшего.

Простой пример. Руководитель хочет, чтобы все сотрудники знали политику возврата продукции. Но его действительная цель — чтобы процедура возврата проводилась корректно и без негатива. Достигнем ли мы этого, если все сотрудники вызубрят правила возврата товара? Вряд ли.

Как пишет Аллен, «подлинный смысл электронного обучения заключается в формировании нового, более эффективного поведения». И этой цели вряд ли можно достичь одной зубрежкой.

Еще больше об искусстве создания корпоративной системы онлайн-обучения — на курсе «Менеджер корпоративного онлайн-обучения».

  1. Руководство не должно принимать участие в проектировании обучения

Казалось бы, куда логичнее? Руководитель ставит задачу и принимает финальный результат, а методист проектирует образовательные решения. В действительности участие руководителя в создании онлайн-обучения решает многие вопросы. Например, на начальном этапе убедиться, что обучающий курс соответствует общим задачам компании.

Автор рекомендует для работы над прототипом онлайн-курса собрать команду из следующих участников:

  • составитель бюджета (не может грамотно финансировать, не понимая целей проекта);
  • человек, столкнувшийся с проблемой в работе;
  • руководитель компании;
  • преподаватель или эксперт;
  • потенциальные обучаемые;
  • люди, недавно прошедшие обучение;
  • менеджер проекта;
  • руководитель проекта;
  • методист;
  • разработчик прототипов.
  1. Предварительный анализ потребности потребует слишком много времени и сил

Не вкладывайте в предварительный анализ слишком много: велик шанс, что сведения будут устаревать быстрее, чем вы их систематизировать. Грамотное решение на старте работы — не слишком обширное исследование потребностей, которое позволит сформировать запрос и двигаться дальше.

Из книги М. Аллена «E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным?»

  1.  Методисты знают, что нужно слушателям

При разработке курса не следует опираться лишь на свои представления об интересном и полезном обучении. Слушатели ведут себя по-разному, используют разные стандарты и неодинаково реагируют на одни и те же обстоятельства. При проектировании методисту полезно поставить себя на место слушателя и понять его точку зрения:

  • будет ли обучение обязательным (людям редко нравятся обязательные вещи и они склонны искать недостатки в том, что им навязывается сверху)
  • получит ли слушатель курса в результате диплом и прибавку к зарплате
  • обучение облегчит мне жизнь?

Хорошие методисты не заманивают слушателей и не вынуждают их посещать обязательные курсы. Они стараются заинтересовать их. Это, пожалуй, единственный способ изменить поведение сотрудников, а не потратить деньги и время на обучение, которое не даст результатов.

Хотите стать хорошим методистом? Ждем вас на курсе
«
Методист онлайн-обучения».

  1. Эксперты знают, что поймут слушатели и что им нужно изучать

Так ли это? Специалист в той или другой сфере склонен недооценивать или переоценивать, насколько его материал понятен для непосвященных. Понятность контента лучше проверять на реальных слушателях.

От специалистов вы можете ждать точного и полезного контента. Но вы не обязаны включать в курс весь полученный от них материал. А также организовывать контент так, как кажется правильным эксперту.

Кроме того, эксперты в предметных областях обычно не являются экспертами по анализу поведенческих ошибок слушателей.Они не всегда понимают, что мешает сотруднику работать оптимально.

  1. Слушатели ничем не могут помочь, пока мы не разработаем курс обучения

Спрашивайте мнение слушателей, не дожидаясь окончания работы над проектом. При этом наибольшие результаты дают опросы смешанных групп — тех, кто недавно прошел обучение, и тех, кто готовится его пройти. Первые могут рассказать, поняли ли они контент, что помогало им в учебе. Вторые помогут понять мотивацию и проверить, насколько понятен интерфейс курса.

5 цитат из книги Майкла Аллена, которые стоит взять на вооружение

***

Процесс определяет, что мы делаем, когда делаем и в какой мере. Он отражает ценности людей, использующих его, и характеристики конечного продукта.

***

Теперь у нас есть сети, недорогие мультимедийные компьютеры и огромный
выбор программного обеспечения, но все равно мы, похоже, не добились значительного прогресса в вопросе упрощения проектирования курсов обучения.

***

Мы больше концентрируемся на привлечении к процессу подходящих людей, а не на содержании обучения.

***

Сделайте полезные ошибки как можно быстрее.

***

Смысл электронного обучения — не в обучении, а в формировании нового, более эффективного поведения.

Что еще вы найдете в этой книге

  • советы по внедрению онлайн-обучения в компании
  • пошаговый план работы над проектом онлайн-обучения
  • описание метода последовательного приближения, который позволяет создавать качественные онлайн-курсы
  • 10 вопросов, которые нужно задать себе перед началом работы над онлайн-курсом

и многое другое.

Другие статьи