Онлайн-образование VS Пиратство: стоит ли бороться?

Что делать, если одним прекрасным днем вы обнаружили ваши платные продукты в открытом доступе на торренте или в «складчинах»? Объявить пиратам бой или подумать, успокоиться и… увидеть в ситуации плюсы?

Стоит ли бороться с пиратством?

Александр Сераков

автор курсов онлайн-школы «Юниверс» 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Я не впервые слышу о проблеме пиратства в онлайн-образовании. Мои курсы не один год лежат на многочисленных торрентах. И вот какими мыслями по этому поводу я хотел бы поделиться:

  1. Обучение — это не материал, а процесс. Процесс нельзя скопировать и выложить на торрент. Материал — легко. Более того — нет способа предотвратить копирование цифровой информации.
  2. Если ценность курса — в уникальности информации, то создание такого курса пустая трата времени. Свойство информации — распространяться или исчезать. Пытаясь с этим бороться, вы вступаете в борьбу с законами природы.
  3. Людям, обладающим таким уровнем мотивации, при котором они способны самостоятельно разбираться с курсами и успешно их изучать, ваши услуги не нужны. Они все равно изучат материал без вас. Один из моих курсов, что лежит на торренте, представляет собой архив в 40 гигабайт из сотен разнородных документов: видео, рабочие файлы, скрины экранов, текстовые документы. Кто-то проделал гигантскую работу. Но, пытаясь представить процесс обучения по этому складу, я прихожу в еще больший восторг. Это же каким умницей надо быть, чтобы в этой каше разобраться! Я как педагог просто не знаю, что делать с людьми такой силищи :)) И это при том, что никто не проверяет их домашние работы!
  4. По опыту и признанию некоторых учеников (которые узнали о нашей школе благодаря пиратам и складчикам) могу утверждать, что те, кто не смог самостоятельно изучить курс, выложенный на торренте, придут ко мне.
  5. Одной из целей разработки новых форматов курсов должна быть идея о том, что учебники раздают бесплатно, а за учебу платят. Таким образом, борьба с пиратством для меня — это развитие обратной связи, домашних работ, дипломных проектов, интерактивности, кураторства, групповой работы, общения в группе, развитием методов поддержки и повышения мотивации.

Резюме. Пираты — мои советчики по методической части, они помогают мне делать более качественные курсы, сподвигают меня на эксперименты в методике, подаче материала, провоцируют изучать новые технологии. Может, и дороговата услуга, но все равно — спасибо.

Как запустить с нуля свою онлайн-школу? Расскажем на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

Что продает платное обучение, кроме контента?

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

программный директор EdMarket

Однажды созданный контент онлайн-курсов вряд ли будут продаваться долго и при этом не меняться. Учебные материалы могут скопировать, разместить на торрентах, расшарить в соцсетях. Контент может устареть визуально или просто стать неактуальным. Поэтому, кроме информации, важно нести дополнительную ценность:

Все секреты создания онлайн-курсов на курсе «Методист в онлайн-обучении».

Что еще приобретает человек, получая новые знания, тратя на это время и деньги?

Проектируем онлайн‑курс

  • Становится ли он участником профессионального сообщества людей, стремящихся к развитию?
  • Достигает поставленных целей?
  • Сможет ли за время обучения найти коллег, сотрудников, партнеров?
  • Изменятся ли его поведение, привычки?
  • Освоит ли он новую профессию или запустит собственный проект?

Чтобы «застолбить» за собой авторство курса, вам нужно создать дополнительную ценность своего учебного продукта. И слово «застолбить» здесь подходит не вполне, потому что вам придется постоянно меняться самому и менять подходы, чтобы образовательный курс оставался интересным и актуальным.

И вот еще. Где границы авторства у открытого сетевого контента?

Одни люди готовы делиться знаниями, другие держатся за авторское право на контент. Но закрепить за собой право на контент в блоге или на сайте — все равно что пытаться построить замок из сухого песка.

Это, конечно, не означает, что не стоит защищать свое авторское право от мошенников. Но помните, что ничто не вечно, и рано или поздно ваши материалы могут оказаться в открытом доступе.

Один человек требует возмещения морального и материального ущерба за использование его мыслей в открытой дискуссии, а другой переводит англоязычные публикации на русский язык и бесплатно делится в блоге и соцсетях. Появляются открытые массовые онлайн-курсы, учебные проекты, доступные для каждого. Зачем бороться с явлением, которое вам не победить? Не лучше ли стать частью мира, где информацией обмениваются свободно и легко, а знания и опыт передают через спроектированные траектории обучения?

Что делать, если ваш онлайн-курс украли?

Обидно, когда ваши платные продукты выкладывают в открытый доступ, но еще обиднее — когда их воруют мошенники, чтобы наживаться на вашей интеллектуальной собственности.

Как поступить, если вы с удивлением узнали, что доступ к вашим курсам продают неизвестные милые люди?

Чтобы обезопасить себя, защищать контент нужно еще до старта продаж. И сделать это поможет чеклист от Екатерины Кулаковой, юриста проекта «Фоксфорд».

Практическая конференция по онлайн-образованию и корпоративному обучению EdMarketLab, Екатерина Кулакова

Екатерина Кулакова

юрист проекта «Фоксфорд»

Итак, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность:

  • используйте технические способы защиты информации от копирования
  • обозначайте свои права на контент (копирайт)
  • на сайте определите правила использования контента (пользовательское соглашение/лицензионное соглашение)
  • регистрируйте права на товарные знаки и ПО (имея свидетельство о регистрации товарного знака, вы сможете потребовать от нарушителя удаления товарного знака, возмещения убытков или выплаты компенсации (до 5 млн рублей, конкретный размер определяется судом исходя из характера нарушения)
  • грамотно оформляйте отношения с экспертами и фиксируйте свои права на контент (обнаружив ваш контент на чужом сайте и имея документы, подтверждающие права на контент, вы можете обратиться к регистратору доменного имени и попросить заблокировать доступ к сайту мошенника)
  • отражайте объекты в бух.учете.

Еще по теме

Четыре фейла из жизни рынка онлайн-образования, и как их избежать

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Другие статьи