27.09.2019
|
Книги и фильмы

Экономичный стартап: как запуститься без миллионных бюджетов?

В рубрике «Пятничный EdMarket» — обзор на книгу Э. Риса «Бизнес с нуля». 
Автор статьи
EdMarket
Кто из начинающих предпринимателей не мечтал о шаре предсказаний? Чтобы опытная гадалка поводила пальцем и безошибочно определила, ждет образовательный проект фурор или провал. Чтобы заранее выяснить, насколько тепло пользователи примут продукт, предприниматели обращаются не к гадалкам, а к аналитикам. И вкладывают большие деньги в развернутые маркетинговые исследования, чтобы проверить гипотезу и не рисковать еще большими деньгами.  Но, по мнению автора книги «Бизнес с нуля» (издательство «Альпина Паблишер»), такая стратегия не работает. Ни один, даже самый опытный, аналитик не сможет предсказать судьбу начинающему бизнес-проекту. Слишком много факторов нужно учитывать, чтобы дать прогноз. Автор предлагает руководствоваться определением: «Стартап — это предприятие, цель которого — разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности». И этим пунктом — существованием в тотальной неопределенности — он отличается от стабильной компании, работающей на рынке уже несколько лет.  А это значит, что стартап существуем по отличным от стабильного бизнеса законам. И многие зарекомендовавшие себя бизнес-стратегии применительно к стартапу не работают.  А какие работают? Давайте разберем несколько важных идей, подходящих для развития онлайн-школы, которые предлагает Эрик Рис. Остальные вы найдете в книге. 
Научим запускать образовательные проекты с минимальными вложениями на курсе «Руководитель онлайн-школы».

Как запустить онлайн-школу с нуля и не прогореть?

  • Предпринимательство — это менеджмент. Управляйте изменениями

Половина успеха любого стартапа — в том числе образовательного — это грамотное управление. Начинающая онлайн-школа существует в ситуации неопределенности, так зачем увеличивать хаос, работая без гипотезы и цели, по принципу «сделаю — а потом разберемся»?  Начинайте работу над образовательным проектом с гипотезы. Четко и понятно сформулируйте идею онлайн-курса, а также портрет целевой аудитории. 
  • Разбейте гипотезу на составные части

Две важных гипотезы каждого образовательного проекта — гипотеза ценности и гипотеза роста. Увидят ли покупатели ценность в образовательном продукте? Готовы ли будут за эту ценность платить? И достаточно ли на рынке покупателей, чтобы онлайн-школа росла и приносила прибыль? Ваша задача — проверить гипотезу ценности и гипотезу роста. Причем маркетинговые исследования для этого не подходят.
  • Проверяйте гипотезы реальностью

Как убедиться, что ваш продукт купят? Можно задать целевой аудитории прямой и недвусмысленный вопрос (иными словами, провести кастдев). Но люди редко знают, чего хотят на самом деле, и может случиться так, что те же клиенты, которые обещали купить ваши онлайн-курсы, проигнорируют их, когда вы выйдете с предложением. Это не значит, что интервью целевой аудитории бессмысленны. Это значит, что, проведя серию интервью, стоит выпустить курс с базовым набором функций и предложить его рынку, чтобы проверить спрос.  MVP — или базовый вариант продукта — это упрощенный вариант онлайн-курса, который тем не менее решает задачу клиента. Он не требует больших вложений и долгой разработки. Это «сырой», далекий от идеала продукт с ограниченным функционалом. В этом нет ничего страшного. Гораздо хуже, как замечает автор книги, выпустить не плохой продукт, а продукт, который никому не нужен.
Подробнее о MVP читайте в статье
  • Привлеките на старте «ранних последователей»

Доработать базовый продукт вам помогут «ранние последователи» — люди, которые любят быть первыми во всем, которые готовы простить новому проекту шероховатости.  Именно они расскажут вам, что стоит доработать в онлайн-курсе, чтобы он стал лучше. Привлекать «ранних последователей» вы можете с помощью рекламы, а можете попросить пройти курс знакомых, коллег или людей, которые уже учились у вас. 
Запустите свой проект уже во время обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы»
  • Взаимодействуйте с реальными покупателями и узнавайте об их потребностях

Если вы руководитель небольшого онлайн-проекта, не пожалейте времени и сил на то, чтобы лично поговорить с первыми слушателями онлайн-курса. Расспросите их о потребностях и ожиданиях, о том, что было удобно в обучении, а что стоит доработать. Обращайте внимание на повторяющиеся моменты в этих беседах: скорее всего, функцией, о которой говорят многие, стоит заняться в первую очередь. 
  • Работайте над продуктом, следуя циклу «создать — оценить — научиться»

Создавайте базовую версию продукта, оценивайте ее с помощью сбора обратной связи от слушателей курса, улучшайте продукт и запускайте цикл по новой.  Этот путь последовательных экспериментов приведет вас к успеху, если вы не будете терять время. Серия быстрых экспериментов и быстрый сбор обратной связи в онлайн-образовании работают куда лучше, чем долгая разработка и внедрение. 
  • Создавайте ценности для пользователей

Как понять, какие функции добавить продукту, чтобы улучшить его? Автор книги призывает руководствоваться простым правилом: тратить силы и время стоит только на те улучшения, которые создают ценность для пользователей. Все остальные не стоят усилий. Хотите вложиться в дизайн сайта и уверены, что он привлечет слушателей курса? Проведите тестирование. Изменить один элемент в дизайне сайта (например, сделайте более заметной кнопку «Купить». Или поменяйте цветовое решение). И посмотрите, увеличится ли количество лидов.  Можно провести и А/B-тестирование. Создайте сайт-«двойник» для курса и измените на нем выбранный элемент, оставив остальное наполнение без изменений. После этого часть трафика ведите на первый лендинг, а часть — на второй. Так вы увидите, повлияли ли изменения на поведение пользователей. А на старте именно это имеет значение.
  • Вводите изменения последовательно

Улучшая продукт, будьте последовательны и не внедряйте несколько изменений одновременно. Иначе вы не сможете отследить результаты и выяснить, какое действие привело к успеху или поражению. Изменяя один элемент продукта (например, текст на сайте), оставьте другие прежними, чтобы проверить результаты.  Еще больше полезных советов и интересных примеров успешных стартапов ищите в книге.

Что еще почитать?

Как запустить онлайн-школу без риска? Минимальная команда для запуска онлайн-курса Цель Х: почему люди покупают онлайн-курсы?

Вебинары, которые могут быть вам интересны

Другие статьи

12.05.2021

Куратор онлайн-школы: история трудоустройства

История выпускницы EdMarket Анны Парковской, которая стала куратором «Французской школы научной ароматерапии Ингрид Гекьер».

Читать →
10.05.2021

Как и зачем использовать профессиональные термины?

Англоязычные профессиональные термины — использовать нельзя переводить?

Читать →
06.05.2021

Путь клиента: как провести от интереса до покупки

Показываем, как выглядит путь клиента в онлайн-образовании через историю одного методиста.

Читать →
05.05.2021

Как найти себя на рынке онлайн-образования?

История выпускницы EdMarket Ирины Мызниковой, которая стала методистом проекта СКБ «Контур».

Читать →
03.05.2021

Вредные советы для тех, кто решил учиться

Прочитать полезную статью, посмотреть интересное видео, послушать рекомендованный подкаст — это не долго. Но что если вы планируете долгосрочное обучение в 2 месяца или больше? В процессе можно наступить на уйму «граблей».

Читать →
29.04.2021

Как стать ассистентом руководителя онлайн-школы?

История выпускницы EdMarket Кристины Головкиной, которая теперь работает ассистентом руководителя в онлайн-школе "Хохлов Сабатовский"

Читать →
По таком запросу нет постов :(