Как запустить онлайн-школу подготовки к ЕГЭ?

Кейс онлайн-школы Вебиум. 

Даниил Дарвин

руководитель онлайн-школы, участник акселератора «Нетологии»

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Предыстория 

7 лет назад я был студентом медицинского университета, учился на втором курсе и испытывал к общеобразовательной системе если не ненависть, то стойкую неприязнь. 

Мне не нравилось, что обучение — это исключительно нудные долгие лекции, которые сложно слушать, а еще сложнее что-то запомнить. 

Но я верю в принцип: «Не нашел книгу, которую хочешь почитать? Напиши ее сам». И если ты не нашел преподавателя, у которого интересно учиться, стань таким преподавателем. 

Так я начал вести занятия как репетитор по биологии. Как-то интуитивно вышел в онлайн — тогда это еще не было трендом. Хотелось быть нестандартным, предложить что-то необычное — и по форме, и по подходу, и по содержанию — а в онлайне было удобно экспериментировать. 

Я завел страничку в ВК, взял псевдоним — Даниил Дарвин — и начал преподавать. На первый онлайн-урок пришло… 3 человека. Помню, что дико стеснялся, краснел, в середине занятия выключил камеру. Но после первого занятия было второе, потом третье. Я учился работать в онлайн, аудитория росла. Первый год ушел на то, чтобы понять, как преподавать, чтобы было интересно и ученикам, и мне. 

Потом совпало несколько обстоятельств. Во-первых, оказалось, что мой подход, то, как я веду занятия, очень нравится детям. Заработало «сарафанное радио», начало формироваться сообщество. 

Я подумал, что хочу развиваться и стал искать преподавателей на другие направления — таких людей, которым тоже было интересно делать нескучное образование. Чаще всего это были молодые люди, которые сами недавно сдавали ЕГЭ и которым было интересно экспериментировать, вести занятия нешаблонно. Тогда же возникло первое название школы — Вебинариум. Бренд Вебиум, под которым мы работаем сейчас, появился позже. 

Так на третий год существования у нас появился прототип онлайн-школы — сейчас я бы назвал его MVP. 

Еще по теме: Как запустить проект с минимальными затратами?

Что делали на старте?

Конечно, на старте развитие было хаотичным. На нашей стороне был энтузиазм и желание пробовать новое, а вот знаний маркетинга, продаж, организации процессов не было совсем. Поэтому мы пробовали разные штуки и смотрели на реакцию пользователей. Заходит? Значит, продолжаем делать. Нет? Пробуем что-то другое. 

Когда мы начинали, на рынке был низкий порог входа. Можно было позволить себе много ошибаться и экспериментировать. Думаю, сейчас, когда на рынок школьного образования вышли крупные компании, это уже сложнее. 

По сути мы протестировали целую кучу гипотез и нашли нашу работающую модель. 

Оказалось, особая роль преподавателя — одно из наших конкурентных преимуществ. 

Преподаватель-блоггер

Чем обычно занимается преподаватель в онлайн-школе? Ведет лекции. Иногда — если эту часть работы не берет на себя тьютор — проверяет домашние работы. То есть взаимодействие «учитель-ученик» невелико и формализовано.  

Но если мы делаем онлайн-школу с неформальным подходом к образованию, роль преподавателя в ней трансформируется. Он должен уметь говорить с учеником на его языке, быть доступным, быть классным. Часто такой преподаватель для ученика — ролевая модель, образец для подражания. 

Поэтому наша школа объединила не просто педагогов, а преподавателей-блогеров. Они ведут занятия, они же развивают свой бренд и бренд школы, регулярно постят сторис, делают посты и рассказывают о своей работе. Они публичны и живут в том же мире, что и их ученики. Отсутствие барьера в общении с учениками выделяет их среди других преподавателей.

В таком подходе есть и сложности: легко увлечься преподавателем и забыть о бренде школы. В результате школа в головах учеников может не восприниматься как нечто целое и единое и превращается в сообщество отдельных преподавателей. С точки зрения рынка, это мешает конкурировать с большими брендами. Потому важно найти баланс.

Еще по теме: Как открыть онлайн-школу с нуля?

Про платформу

Когда мы начинали свой путь, платформы у нас не было. Занятия мы вели с помощью сторонних сервисов, попутно адаптируя инструменты социальной сети для онлайн-преподавания. Например:

  • записывали образовательные сторис, которые «живут» только 1 сутки. А значит ученик не мог отложить это «на потом» и должен был успеть посмотреть его за 24 часа
  • делали тесты и опросы в группах ВК
  • публиковали задания и вопросы в постах, а в комментариях писали подсказку. Кто мог решить без нее, решал. Кто «буксовал», заглядывал в комментарии. 

Какое-то время такой подход даже был нашим конкурентным преимуществом: 

  1. Мы не заставляли учеников уходить из их среды обитания. Им было комфортно обучаться внутри соцсетей. 
  2. Заодно мы развивали сообщество. До сих пор половина трафика, который приходит на наши программы — это «сарафанное радио», рекомендации. Такой результат был бы невозможен без комьюнити. 
  3. Мы не тратили деньги на создание или аренду платформы, а значит могли больше вкладываться в развитие контента. 

Однако затем мы задумались о создании собственной платформы. Готовые решения — мы тестировали GetCourse и другие платформы — нас не устроили. Решили делать свою, но оказалось, что собственная платформа — задача настолько большая, что ей мы занимаемся до сих пор, уже более 2 лет. В прошлом году подумали, что дошли до финала, но в этом пересмотрели цифровую среду и полностью переделываем. Думаю, процесс доработки и улучшения, как ремонт, невозможно закончить. И не нужно! Всегда можно что-то сделать еще лучше. 

Про продукт

Основной продукт онлайн-школы — годичные мастер-группы по различным предметам с помесячной подпиской (стоимость месяца обучения 1500-3500 руб. в зависимости от предмета и экзамена). 

С мастер-группой работают преподаватель и наставник. Для преподавателя мастер-группа — сразу весь поток учеников, потому что он «вещает» на весь поток. Для наставника — это его группа из 30 учеников.

Кроме мастер-группы в школе есть:

  • бесплатные занятия (можно протестировать формат и убедиться, что он подходит
  • спецкурсы по отдельным сложным темам (они приносят меньше профита, чем продолжительное обучение, но этот продукт помогает расширять базу)
  • интенсив накануне экзаменов “Рефреш”. Короткий насыщенный курс экспресс-подготовки к экзаменам с длинными занятиями (5-6 часов с перерывами) и консультацией эксперта ЕГЭ. 

Результаты учебного года

  • В 2019 году 220 учеников сдали ЕГЭ на 100 баллов и 863 — на 90+. 
  • В команде Вебиум 70+ преподавателей и 700 наставников. В год мы проводим 2300+ занятий по всем предметам. Сейчас на платформе более 40 тыс. уникальных учеников. 

Результаты 2020 года ждем со дня на день. 

Структура и управление 

Мы выбрали для себя путь самоуправления и философию бирюзовых организаций.

У меня самого врожденная аллергия на начальников и другие атрибуты иерархических структур. Поэтому я с самого начала проповедовал в организации идею максимальной свободы действий и личной ответственности. 

Но если тебе что-то не нравится, то это не значит, что ты знаешь, как делать по-другому. Поэтому очень долго наша организация была скорее хаотически-управляемой, чем самоуправляемой. А когда год назад, я решил что «пора навести порядок», то чуть не построил то, что больше всего не любил — бюрократическую структуру с несколькими слоями руководителей. 

Но мы быстро этим переболели. И теперь уже не просто выбрали для себя путь бирюзового управления, а осознанно и регулярно работаем над внедрением у себя методов бирюзовых организаций. Получается очень интересно! 

Советы новичкам

Дам три совета

1) Привлекайте специалистов. Не бойтесь того, что ваш проект молодой, небольшой или еще какой-нибудь. Это не значит, что люди с опытом не захотят с вами работать. Проверено на личном опыте.

2) Изучите инструменты интернет-маркетинга. Их конечное число. Ваша задача запланировать, когда какой вы внедрите, и постоянно работать над повышением эффективности

3) Бренд — это очень важно. Чем раньше вы осознаете важность работы над брендом и начнете ею заниматься, тем лучше.

Хотите запустите собственный онлайн-проект? Научим всему, что нужно знать на курсе «Система: Запуск и продвижение онлайн-курсов».

  • 6 месяцев системного обучения
  • через 3,5 месяцев вы с нуля запустите собственный образовательный проект
  • 5 часовых индивидуальных консультаций по вашему проекту от опытных менторов курса
  • сопровождение тьюторов: развернутая обратная связь на все домашние работы
  • возможность войти в профессиональное сообщество.

Другие статьи