Формула эффективного онлайн-курса: 6 элементов

Когда-то онлайн-обучение было модным форматом, которому за новизну прощались недоработки и недочеты. Но эти времена, к сожалению или к счастью, прошли.

Проектируем онлайн-курс, Анастасия Карпова

Анастасия Карпова

руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Сегодня пользователи делают выбор в пользу качественного онлайн-обучения — то есть такого, в котором мы приводим учащегося из точки «А» в точку «Б» и помогаем достичь запланированной цели. И все меньше работают курсы, основанные на эмоциональной «накачке».

Какой должна быть формула качественного онлайн-курса? На мой взгляд, она состоит из 6 элементов.

Хотите создавать успешные онлайн-курсы? Научим всему на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

1) Программа от результата

Какого результата хотят слушатели от онлайн-обучения? Что должно измениться в поведении студента, чтобы мы признали курс успешным? Программа обучения должна начинаться с четкого понимания, к какому результату мы хотим прийти.

Слушатели онлайн-курсов проходят обучение, чтобы:

  • получить новую профессию и трудоустроиться
  • получить новый навык, который поможет претендовать на более высокую должность
  • создать готовый к запуску бизнес-проект
  • научиться новым моделям поведения (например, во время психологического тренинга)
  • успешно сдать экзамен
  • «вырасти» и развить свои личностные качества (актуально для тех, кто разделяет идею обучения как стиля жизни).

Понимая, какая из этих целей привела клиентов к вам, вы сможете выстроить качественное онлайн-обучение.

Приведу пример. На курс «Методист в онлайн-обучении» приходят студенты, которые хотят освоить перспективную и востребованную профессию. Чтобы разработать программу курса, мы поговорили с работодателями, которые ищут методистов, и узнали, сотрудники с какими навыками востребованы на рынке.

Далее продумали практику, которая направлена на формирование нужных навыков. Добавили теорию — ровно столько, чтобы слушатели смогли успешно выполнить практику.

Кроме того, мы создали образовательную среду, в которой студенты осваивают новую информацию: организовали закрытый чат по профессиям, поддержку тьюторов, возможности для учебных стажировок.

2) Вовлекающие практики

Вряд ли слушатели пройдут обучение до конца, если весь онлайн-курс состоит из видеозаписей формата «говорящая голова» и нудных лекций.

Пожалейте студентов и постарайтесь сделать обучение не только полезным, но и занимательным:

  • если вы проводите вебинары, меняйте виды активности. Слушатели могут сидеть и слушать не более 15-20 минут — дальше внимание рассеивается. Предложите выполнить упражнение, прислать смайлик, посмотреть видеоролик, выполнить небольшой тест на понимание, ответить на вопрос или присоединиться к дискуссии в чате
  • используйте игровые техники. Не обязательно сложные. Даже простая рейтинговая система и небольшие бонусы для лучших студентов могут стать дополнительной мотивацией пройти обучение до конца.

3) Организуйте комьюнити студентов

Чтобы онлайн-курс стал результативным, мало предоставить учебную информацию. Создайте для студентов обучающую среду, где они смогут обсуждать уроки и задания, делиться инсайтами, задавать вопросы, просить о помощи и просто общаться.

Создайте чаты на платформе, где размещен курс, в закрытых сообществах соцсетей или мессенджерах и поддерживайте в них активность.

Вот несколько работающих инструментов, которые вам пригодятся:

  • позаботьтесь, чтобы в учебных чатах регулярно появлялся полезный контент. Делитесь статьями, белыми книгами, интересными видео и всем другим, что добавит ценности обучению у вас
  • побуждайте студентов к общению. Например, можно попросить их задавать вопросы в учебном чате, а не в личном общении с преподавателем
  • поощряйте студентов, которые делятся знаниями и отвечают на вопросы. Это важный элемент социального обучения: общаясь, слушатели онлайн-курсов глубже погружаются в материал и лучше его запоминают.
  • включайте элементы социальной активности, создавая голосования, опросы, рейтинги.

Кроме того, учебные чаты полезны и для вас как организатора обучения. Люди, которые активно общаются в учебных чатах, как правило, успешно выполняют домашние задания и доходят до конца обучения. Образовательная среда становится для них дополнительной точкой роста.

С помощью чатов удобно и отрабатывать негатив, который может возникать у отдельных слушателей. У студентов обязательно должно быть пространство, где они могут поделиться эмоциями и пожаловаться, что, возможно, обучение проходит не так, как они планировали. Если клиенты будут молча копить негатив, почти наверняка он выльется в негативные публичные отзывы. Если же вы поможете решить проблему во время обучения, активно отвечая на сообщения в чате, ваши студенты могут стать преданными «адвокатами бренда».

4) Позаботьтесь о сопровождении обучения

Постарайтесь, чтобы на всех этапах слушатели курсов чувствовали поддержку. Ее могут оказываться кураторы курса (которые пишут студентам, не сдающим домашние задания, и выясняют причины), тьюторы (которые проверяют домашние задания и поддерживают).

Студенты должны быть уверены, что они не останутся со сложным материалом один на один, что по любому вопросы вы готовы прийти к ним на помощь.

Учим успешных методистов на курсе «Методист в онлайн-обучении»

5) Работайте с обратной связью

Собирая обратную связь только в конце обучения, вы рискуете получить негативные отзывы в момент, когда уже ничего нельзя сделать: курс уже закончился. Или — что хуже — не получить никаких откликов, так как студентам уже не захочется делиться.

Мой совет — собирайте входные анкеты и обратную связь на всех этапах обучения, чтобы держать руку на пульсе и быть уверенными, что обучение проходит по нужной траектории.

  • до старта обучения — попросите слушателей заполнить анкеты или рассказать о своих целях, уровне владения темой и ожиданиях от курса. Эти сведения полезно передать экспертам и спикерам онлайн-курса, чтобы они могли подстроиться под ожидания студентов
  • после урока или вебинара — анкета обратной связи, чтобы оценить, насколько полезен и интересен был урок
  • на середине обучения — развернутая обратная связь. «Экватор» любого обучения — сложный рубеж, на котором зачастую вы теряете студентов. Поэтому уточните, сохраняется ли мотивация, сложно или легко учиться на курсе, чтобы иметь возможность скорректировать подход, если потребуется.
  • в конце обучения — полезно собрать обратную связь не только со студентов, но и с преподавателей.

Важно не только собирать обратную связь, но и работать с ней.

6) Продумайте линейку продуктов

К вам приходят люди с разными запросами, ожиданиями от обучения, уровнем владения предметом. Не пытайтесь накормить всех из одной миски и предложить один и тот же курс, независимо от потребностей и целей. Онлайн-школа вряд ли продержится долго, имея в своем арсенале 1-2 курса. Гораздо лучше работает линейка онлайн-курсов, которая позволяет выстраивать для слушателей индивидуальные траектории обучения и более гибко подходить к разным запросам. Она дает возможность найти нужный для себя курс/направление, сформировать группы со сходным уровнем навыков и знаний.

Кроме того, линейка позволяет вам совершать допродажи «горячей» лояльной к вашему бренду аудитории, что гораздо легче, чем бесконечно привлекать новых, не знакомых с вами слушателей.

Как выяснить, что формула из 6 элементов работает, и аудитория благодарных слушателей ваших курсов растет? Не забудьте собирать аналитику и оценивать эффективность обучения с помощью метрик. Как это делать, читайте здесь.

Что еще почитать?

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Как открыть онлайн-школу: кейс выпускника EdMarket

Как запустить онлайн-школу без риска?

Другие статьи