Как перейти от офлайн к онлайн-обучению?

Как быстро организовать дистанционное обучение, не потеряв в качестве?

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

методический директор EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Ситуация в мире такая, что перейти из офлайн-обучения в онлайн-формат хочется не быстро, а еще вчера. Идеальным видится сценарий, когда за один день/ночь получилось настроить все процессы, и можно проводить уроки удаленно для сотрудников компании, школьников или студентов, которые спокойно смотрят занятий из дома и получают те же результаты, что и при офлайн-обучении. 

Можно ли быстро выйти в онлайн? Да. Но это не значит, что, кроме экстренных мер, вам не потребуется долгосрочная стратегия. Представьте, что ваш ребенок упал и порезался. Что в этой ситуации вы можете предпринять? Промыть ранку, обработать антисептиком и заклеить пластырем. Оказать первую помощь. Но если ранка серьезная, такой помощи будет недостаточно. Придется обратиться к врачу, который распишет долгосрочное лечение. 

С переходом в онлайн примерно та же история. Есть меры, которые помогут здесь и сейчас (о них мы и поговорим в статье), но чтобы системно работать с онлайн-форматом, понадобятся более глубокие знания. 

Итак, как быстро организовать онлайн-обучение?

Учим востребованных специалистов на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Шаг 1. Изучите онлайн-инструменты, которые вы можете использовать

Начните с тех, которые уже есть у вас под рукой. 

  • умеете пользоваться смартфоном? Тогда вы, скорее всего, сможете записывать короткие и длинные видео на телефон и отправлять их ученикам. Мой 9-летний племянник «стримит» эфиры гораздо лучше, чем я. Вряд ли что-то, что умеет 9-летний ребенок, не получится у вас. 
  • переписываетесь в мессенджерах? В них можно создавать группы и общаться с учащимися, отправлять в каналы в Telegram, WhatsApp или в закрытые группы ВКонтакте полезные ссылки, видеоматериалы и задания. Кроме того, там можно закреплять сообщения (например, с расписанием занятий или правилами обучения). В результате мы получаем простейшую образовательную среду. 
  • пробовали звонить кому-то в Skype или в Viber? Мой 70-летний свекр, общаясь по скайп, запросто проведет лекцию, развеселит аудиторию стихами или анекдотами, параллельно отправляя полезные ссылки в чат. По этому сценарию у нас и проходят семейные созвоны. 

Я уверена, что вам это тоже по силам. Например, в Skype вы можете вести занятия для небольших групп слушателей (10-30 участников), обмениваться идеями, проверять, как учащиеся усвоили материал. В качестве альтернативы попробуйте бесплатную версию программы Zoom, она удобная и интуитивно понятная. Бесплатный тариф позволяет проводить 40-минутные встречи. 

  • умеете работать с Google-документами? В них вы можете открывать доступ к материалам по ссылке, открывать файл для совместного редактирования и комментирования. 

Уже этих простейших инструментов хватит, чтобы быстро организовать занятия в онлайн. 

Шаг 2. Поддерживайте мотивацию слушателей учиться

Работая с аудиторией офлайн, вы видите глаза слушателей, можете оценить, насколько им понятен материал, насколько интересен, стоит ли дать новую тему или рассказать смешную историю, чтобы аудитория переключила внимание и немного передохнула. Как работать со слушателями онлайн-обучения? Вот несколько советов. 

  • «разрезайте» учебный материал на небольшие порции. Если в офлайне вы проводили 4-часовой тренинг, и он был успешен, то в онлайне за то же время ваша аудитория уснет за мониторами. Лучше «упаковать» учебный контент в 2 часовых вебинара и провести дополнительное занятие, отвечая на вопросы пользователей. Помните, что чем короче видеоролик, тем больше шансов, что аудитория (особенно неподготовленная к онлайн-обучению) его посмотрит. При обучении многим направлениям хорошо работают 10-15-минутные ролики, после каждого из которых учащийся получает практическое задание. 
  • во время длинных занятий или уроков делайте перерывы, чтобы провести опрос, разминку или викторину. Когда я выступала на одной из онлайн-конференций, я предложила слушателем найти 10 отличий на картинке. За 3 минуты, пока учащиеся ищут отличия, они отдохнут и переключатся на другой вид деятельности, а затем смогут с новыми силами вернуться к уроку. 
  • собирайте обратную связь. Можно попросить заполнить анкету в конце занятия. Можно, если осталось время, спросить «Что было самым ценным сегодня?» и дать слушателям высказаться. Вам пригодится любая информация о том, насколько комфортно ученикам, насколько легко они осваивают новый материал. А для учеников это ценный момент рефлексии.
  • организуйте задания на взаимодействие или групповую работу. Вы можете дать задания, которые слушатели выполнят, объединившись в минигруппы в Skype или Zoom. Можно вместе создавать конспект в Google-документе, сообща нарисовать интеллект-карту в Miro. Провести онлайн мозговой штурм. Любая из этих активностей поможет учащимся применить на практике новые знания, получить новый опыт. 
  • задавайте вопросы аудитории. Проводя вебинары или онлайн-встречи, каждые 10 минут полезно спрашивать, все ли понятно, задавать открытые вопросы слушателям, побуждать их высказываться в чате. Помните, что, устроив получасовой онлайн-монолог без возможности задать вопросы, вы теряете аудиторию. 

Шаг 3. Организуйте регулярное обучение

К любым изменениям нужно привыкнуть. В том числе к онлайн-обучению. Поэтому ваша задача — не только организовать занятия, но и регулярно напоминать, когда и где они состоятся. Для этого:

  • составьте расписание и прикрепите его файлом в чате или группе. Позаботьтесь, чтобы все учащиеся знали, где можно посмотреть расписание занятий
  • присылайте слушателям сообщения-напоминания. Подойдут е-mail-письма, сообщения в группе, личные сообщения. Например, если каждый вторник вы проводите занятия, в понедельник будет не лишним написать учащимся, что все по плану, прислать мотивирующую картинку, рассказать о том, что вы будете изучать завтра. 

Шаг 4. Узнайте больше об онлайн-обучении

Если онлайн-обучение для вас — не временный «пластырь», а инструмент для долгосрочного использования, полезно погрузиться в тему глубже. 

  • Почитайте книги о том, как эффективно учить онлайн. Практические советы, как вести вебинары, вы найдете в книге Мэттью Мердока, Трейона Мюллера «Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса». Много полезного о переходе из офлайн в онлайн — в книги Джулии Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным». 
  • Много советов вы найдете в блоге EdMarket. Например, в статье «Как научить маму пользоваться WhatsApp?» на примере обучения родителей я рассказываю, как организовать занятия в онлайн-формате. 
  • пройдите обучение. Например, в EdMarket на курсе «Методист онлайн-курсов» мы подробно разбираем, как с нуля создать программу онлайн-курса, организовать обучение любой сложности и выстроить обучающую среду дистанционно.

Надеюсь, мои советы помогут вам организовать онлайн-обучение быстро и без головной боли.  

Что еще почитать?

Как создать программу онлайн-курса?

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Лайфхаки для удаленной работы от команды EdMarket

Другие статьи