Что будет с рынком онлайн-образования?

Как повлияет на развитие рынка пандемия коронавируса и какие тренды на рынке будут актуальны в ближайший год?

25 марта EdMarket совместно с «Нетологией-групп» и TalentTech презентовал результаты масштабного исследования российского рынка онлайн-образования (полную версию исследования можно скачать по ссылке). 

Однако исследование было подготовлено до пандемии коронавируса и кризисных явлений в мировой экономике. Повлияют ли они на рынок онлайн-образования и как именно? Мнениями по этим вопросам обменялись эксперты во время дискуссии «Тренды развития рынка онлайн-образования». 

Участники дискуссии:

Максим Спиридонов

генеральный директор «Нетологии-групп», модератор

EdMarket Lab: как это было?

Анастасия Карпова

руководитель EdMarket, модератор

Дмитрий Волошин

сооснователь Otus

Александр Ларьяновский

управляющий партнер и CBDO Skyeng

Евгения Кулик

директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ

Нурлан Киясов

директор EdCrunch University НИТУ МИСиС

Антиконференция EdMarket ANTIconf

Алексей Соловьев

венчурный инвестор, основатель А.Partners

Наталья Царевская

генеральный директор ED2

Полная версия дискуссии ждет вас по ссылке, а в статье мы собрали самые важные выводы экспертов. 

Онлайн-образование и коронавирус

Как отразится пандемия коронавируса на рынке онлайн-образования? Если коротко, долгосрочные выводы делать рано. Пока спрос на образовательные онлайн-программы растет. Станет ли это долгосрочным трендом, покажет время. Но вот на что стоит обратить внимание:

  • многие учреждения, компании и отдельные люди оказались перед необходимостью быстро перейти на дистанционное обучение. Вузы и школы вынуждены экстренно переводить учебные программы в онлайн-формат. Офлайн-тренеры — спешно осваивать онлайн-пространство, чтобы не потерять доход. Эта ситуация может увеличить темпы роста рынка онлайн-образования, но может сыграть и против него: слишком многие получили негативный первый опыт, когда выяснилось, что работа в онлайн требует хотя бы базовых цифровых навыков. 
  • увеличивается срок принятия решения об обучении. Доходы населения падают, и люди дольше размышляют, стоит ли вложиться в собственное обучение или отложить его на потом. Особенно этот тренд касается длительных программ с высоким чеком. 
  • кризисные явления в экономике, как ни парадоксально, могут привести и к росту рынка онлайн-образования. Особенно проектов, где обучают современным востребованным профессиям (как EdMarket). Люди, столкнувшись с риском потерять работу, будут активнее осваивать новые профессии или навыки, чтобы соответствовать требованиям работодателей. 
  • сокращение бюджетов компаний, выделенных на обучение сотрудников, может привести к росту дистанционного образования. Организовать такое массовое обучение дешевле, чем, например, офлайн-тренинг. 
  • рост цифровой грамотности — драйвер развития для всего рынка онлайн-обучения.  

Учим запускать и масштабировать образовательные проекты на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Темпы роста рынка онлайн-образования

По итогам 2019 года, российский рынок b2c-обучения составил 38,5 млрд руб. Ожидается, что к 2023 году он достигнет 60 млрд руб. при среднегодовых темпах роста 12-15%. За счет какой аудитории растет рынок? Вот несколько важных выводов:

  • пока рынок офлайн-образования преобладает над онлайн, однако, по мнению Дмитрия Волошина, на горизонте 50 лет мы увидим пропорцию 50/50
  • онлайн-рынок растет в том числе за счет аудитории, которая не готова учиться офлайн: не имеет времени на очные занятия, ценит мобильность, которую предлагает дистанционное обучение. 
  • еще одна зона роста — обучение современным профессиям (программисты, методисты онлайн-курсов, администраторы онлайн-школ с успехом осваивают новые специальности удаленно). 
  • челлендж для современного онлайн-образования — захватить новые рынки и новые аудитории, например, школу и университеты, которые пока существуют, в основном, в офлайн-формате. Но это непростая задача, требующая времени и усилий. 

Какие ниши в онлайн-обучении развиваются быстрее других?

  • Не существует ниши на рынке онлайн-образования, где успех гарантирован. Как не существует «волшебных таблеток» от всех болезней сразу. Образовательный проект будет успешен, если сформирует команду, настроит бизнес-процессы и построит качественный бизнес. Ваша экспертиза, энергия и упорство в достижении цели значат больше, чем выбор ниши. 
  • однако эксперты выделили перспективные ниши, которые будут развиваться особенно активно в ближайшее время. Это в том числе обучение профессиям будущего, изучение иностранных языков (нужно учитывать, что на рынке есть компании-гиганты и стартовать здесь непросто). 
  • будет активно развиваться онлайн-обучение дошкольников (в рамках подготовки к школе и не только). 
  • появляется много предложений в области дополнительного образования для детей. По-прежнему актуальные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ, однако востребованы и программы, которые находятся за пределами школьных предметов: профориентация, обучение целеполаганию, основам предпринимательства, школы блогерства и многое другое. 
  • еще одна перспективная аудитория — люди старшего возраста (50+ и старше), которые, например, заинтересованы в получении цифровых навыков, чтобы не бояться новых технологий. 

Запустите свой проект во время обучения на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Тренды на рынке онлайн-образования

Вот на какие тренды эксперты предлагают обратить особое внимание:

  • индивидуальное сопровождение учащихся. Растет спрос на индивидуальный подход к обучению, начиная от целеполагания и заканчивая сопровождением в образовательном треке. 
  • работа с мотивацией. Необходимо концентрироваться на увлекательном контенте, на необычной подаче, дизайне — на любых элементах и приемах, которые помогут учить эффективнее и добиться того, чтобы человек хотел прийти на следующий урок. 
  • создание образовательных маркетплейсов и агрегация уже существующих на рынке игроков. 
  • мобильное обучение. Это один из долгосрочных трендов в онлайн-образовании. 

Что еще почитать?

7 инсайтов о рынке онлайн-образования

Как открыть “Нетологию” в собственной нише?

7 лайфхаков для запуска проекта в образовательном бизнесе

Другие статьи