09.04.2020
|
Как создавать онлайн-курсы

Что будет с рынком онлайн-образования?

Какие тренды на рынке будут актуальны в ближайшие несколько лет?
Автор статьи
EdMarket

25 марта EdMarket совместно с «Нетологией-групп» и TalentTech презентовал результаты масштабного исследования российского рынка онлайн-образования (полную версию исследования можно скачать по ссылке). 

Однако исследование было подготовлено до пандемии коронавируса и кризисных явлений в мировой экономике. Повлияют ли они на рынок онлайн-образования и как именно? Мнениями по этим вопросам обменялись эксперты во время дискуссии «Тренды развития рынка онлайн-образования». 

Участники дискуссии:

  • Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии-групп»
  • Анна Карпова, руководитель EdMarket
  • Дмитрий Волошин, сооснователь Otus
  • Александр Ларьяновский, управляющий партнер и CBDO Skyeng
  • Евгения Кулик, директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ
  • Нурлан Киясов, директор EdCrunch University НИТУ МИСиС
  • Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель А.Partners
  • Наталья Царевская, генеральный директор ED2

Полная версия дискуссии ждет вас по ссылке, а в статье мы собрали самые важные выводы экспертов. 

Онлайн-образование и коронавирус

Как отразится пандемия коронавируса на рынке онлайн-образования? Если коротко, долгосрочные выводы делать рано. Пока спрос на образовательные онлайн-программы растет. Станет ли это долгосрочным трендом, покажет время. Но вот на что стоит обратить внимание:

  • многие учреждения, компании и отдельные люди оказались перед необходимостью быстро перейти на дистанционное обучение. Вузы и школы вынуждены экстренно переводить учебные программы в онлайн-формат. Офлайн-тренеры — спешно осваивать онлайн-пространство, чтобы не потерять доход. Эта ситуация может увеличить темпы роста рынка онлайн-образования, но может сыграть и против него: слишком многие получили негативный первый опыт, когда выяснилось, что работа в онлайн требует хотя бы базовых цифровых навыков. 
  • увеличивается срок принятия решения об обучении. Доходы населения падают, и люди дольше размышляют, стоит ли вложиться в собственное обучение или отложить его на потом. Особенно этот тренд касается длительных программ с высоким чеком. 
  • кризисные явления в экономике, как ни парадоксально, могут привести и к росту рынка онлайн-образования. Особенно проектов, где обучают современным востребованным профессиям (как EdMarket). Люди, столкнувшись с риском потерять работу, будут активнее осваивать новые профессии или навыки, чтобы соответствовать требованиям работодателей. 
  • сокращение бюджетов компаний, выделенных на обучение сотрудников, может привести к росту дистанционного образования. Организовать такое массовое обучение дешевле, чем, например, офлайн-тренинг. 
  • рост цифровой грамотности — драйвер развития для всего рынка онлайн-обучения.  

Учим запускать и масштабировать образовательные проекты на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Темпы роста рынка онлайн-образования

По итогам 2019 года, российский рынок b2c-обучения составил 38,5 млрд руб. Ожидается, что к 2023 году он достигнет 60 млрд руб. при среднегодовых темпах роста 12-15%. За счет какой аудитории растет рынок? Вот несколько важных выводов:

  • пока рынок офлайн-образования преобладает над онлайн, однако, по мнению Дмитрия Волошина, на горизонте 50 лет мы увидим пропорцию 50/50
  • онлайн-рынок растет в том числе за счет аудитории, которая не готова учиться офлайн: не имеет времени на очные занятия, ценит мобильность, которую предлагает дистанционное обучение. 
  • еще одна зона роста — обучение современным профессиям (программисты, методисты онлайн-курсов, администраторы онлайн-школ с успехом осваивают новые специальности удаленно). 
  • челлендж для современного онлайн-образования — захватить новые рынки и новые аудитории, например, школу и университеты, которые пока существуют, в основном, в офлайн-формате. Но это непростая задача, требующая времени и усилий. 

Какие ниши в онлайн-обучении развиваются быстрее других?

  • Не существует ниши на рынке онлайн-образования, где успех гарантирован. Как не существует «волшебных таблеток» от всех болезней сразу. Образовательный проект будет успешен, если сформирует команду, настроит бизнес-процессы и построит качественный бизнес. Ваша экспертиза, энергия и упорство в достижении цели значат больше, чем выбор ниши. 
  • однако эксперты выделили перспективные ниши, которые будут развиваться особенно активно в ближайшее время. Это в том числе обучение профессиям будущего, изучение иностранных языков (нужно учитывать, что на рынке есть компании-гиганты и стартовать здесь непросто). 
  • будет активно развиваться онлайн-обучение дошкольников (в рамках подготовки к школе и не только). 
  • появляется много предложений в области дополнительного образования для детей. По-прежнему актуальные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ, однако востребованы и программы, которые находятся за пределами школьных предметов: профориентация, обучение целеполаганию, основам предпринимательства, школы блогерства и многое другое. 
  • еще одна перспективная аудитория — люди старшего возраста (50+ и старше), которые, например, заинтересованы в получении цифровых навыков, чтобы не бояться новых технологий. 

Запустите свой проект во время обучения на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Тренды на рынке онлайн-образования

Вот на какие тренды эксперты предлагают обратить особое внимание:

  • индивидуальное сопровождение учащихся. Растет спрос на индивидуальный подход к обучению, начиная от целеполагания и заканчивая сопровождением в образовательном треке. 
  • работа с мотивацией. Необходимо концентрироваться на увлекательном контенте, на необычной подаче, дизайне — на любых элементах и приемах, которые помогут учить эффективнее и добиться того, чтобы человек хотел прийти на следующий урок. 
  • создание образовательных маркетплейсов и агрегация уже существующих на рынке игроков. 
  • мобильное обучение. Это один из долгосрочных трендов в онлайн-образовании. 

Что еще почитать?

7 инсайтов о рынке онлайн-образования

Как открыть “Нетологию” в собственной нише?

7 лайфхаков для запуска проекта в образовательном бизнесе

Вебинары, которые могут быть вам интересны

Другие статьи

12.05.2021

Куратор онлайн-школы: история трудоустройства

История выпускницы EdMarket Анны Парковской, которая стала куратором «Французской школы научной ароматерапии Ингрид Гекьер».

Читать →
10.05.2021

Как и зачем использовать профессиональные термины?

Англоязычные профессиональные термины — использовать нельзя переводить?

Читать →
06.05.2021

Путь клиента: как провести от интереса до покупки

Показываем, как выглядит путь клиента в онлайн-образовании через историю одного методиста.

Читать →
05.05.2021

Как найти себя на рынке онлайн-образования?

История выпускницы EdMarket Ирины Мызниковой, которая стала методистом проекта СКБ «Контур».

Читать →
03.05.2021

Вредные советы для тех, кто решил учиться

Прочитать полезную статью, посмотреть интересное видео, послушать рекомендованный подкаст — это не долго. Но что если вы планируете долгосрочное обучение в 2 месяца или больше? В процессе можно наступить на уйму «граблей».

Читать →
29.04.2021

Как стать ассистентом руководителя онлайн-школы?

История выпускницы EdMarket Кристины Головкиной, которая теперь работает ассистентом руководителя в онлайн-школе "Хохлов Сабатовский"

Читать →
По таком запросу нет постов :(