«Усни, но не сегодня», или как мы за 5 дней разработали 7 онлайн-курсов

Рассказываем, как быстро запустить онлайн-курс. 

Анна Чащина

директор по маркетингу EdMarket

Почему мы решили поиграть в «Угнать за 60 секунд»?

В середине июня в EdMarket мы провели онлайн-хакатон, на котором 7 команд (4 человека в каждой) с нуля проектировали онлайн-курс. 

Хакатон стартовал в понедельник утром, а уже в пятницу в 11.00 у каждой из команд были:

  • проработанная идея проекта и готовое уникальное торговое предложение
  • программа курса и фрагмент занятия
  • лендинг курса и вебинара
  • продуманная воронка продаж с лид-магнитом, трипваером и ядром воронки (вебинаром, конференцией, марафоном и др.)
  • финансовый план на ближайшие полгода
  • скрипт продаж. 

Одним словом, за 4 дня ребята разработали проект онлайн-курса, готовый к запуску на рынок и на пятый день представили это на суд жюри. Обычно на это уходит от 2 недель до месяца. 

Почему мы решили ввязаться в историю с хакатоном?

  • мы готовим специалистов для рынка онлайн-образования. Нам хотелось дать им практику прямо в процессе обучения или сразу после него. 
  • нам хотелось показать рынку, экспертам и продюсерам, что запустить качественный онлайн-курс можно в сжатые сроки, если у тебя есть хорошие базовые знания и профессиональная команда из наших выпускников

Выводами о том, что нужно делать, чтобы запустить онлайн-проект максимально быстро, поделюсь в этой статье. 

Что нужно иметь для старта?

Итак, без чего не обойтись, чтобы стартовать на рынке онлайн-образования быстро:

1) Знания о рынке онлайн-образования

На хакатоне над проектами работали выпускники EdMarket, которые хорошо представляют себе схему запуска, методологию создания обучающих программ, а многие уже успели сделать несколько онлайн-проектов. 

2) Команда

В одиночку и быстро не получится. Один человек делает запуск за 2-3 месяца. Для скоростного запуска нужна минимальная команда для быстрого онлайн-запуска. Это:

  • Продюсер. Человек, который будет изучать рынок, выбирать нишу, анализировать аудиторию и конкурентов, формировать УТП, делать маркетинг, нанимать команду и создавать финансовый план
  • Эксперт. Человек, который будет вести занятия, создавать обучающий контент, проверять домашние задания, следить за результатами учеников
  • Методист. Человек, который продумывает программу курса, помогает эксперту создавать учебные материалы, создает образовательную среду, следит за метриками курса. 
  • Технический администратор. Человек, который выбирает и настраивает сервисы, создает лендинги, берет на себя отправку рассылок и другие технические задачи. 

Можно ли запуститься не вчетвером, а вдвоем? Можно. Но минус человек или двое в команде — это плюс ко времени, которое понадобится на разработку проекта. Всегда учитывайте это. 

3) Эксперт с классной темой

На хакатон мы получили 100+ заявок от экспертов, которые хотели участвовать и вместе с командой разрабатывать онлайн-проекты. Для проекта мы выбрали тех, кто:

  • предложил тему с очевидным результатом и понятной целевой аудиторией. Например, запустить онлайн-курс «Как найти себя?» за 5 дней малореально — непонятно, что люди получат в результате обучения (и как убедимся, что они себя все-таки нашли), кто целевая аудитория продукта. И другое дело, курс «Как женщине создавать авторский шоколад дома в подарок для друзей и родных» или «Как ребенку 6-8 лет собрать дома робота».
  • предложил понятную тему. Для быстрого запуска нужно, чтобы вся команда хорошо понимала продукт. И гораздо проще разобраться в сжатые сроки, например, в проекте онлайн-школы самомассажа, чем в проекте обучения юристов тонкостям международного права. 
  • имел аудиторию и доказательства профессиональных достижений (дипломы, сертификаты, опыт проведения онлайн- и офлайн-тренингов). Если нужен именно быстрый запуск, вам понадобится эксперт с «теплой» аудиторией, которой вы сможете предложить онлайн-курс. 

В идеале, у эксперта должен быть развитый личный бренд (страничка в любой соцсети с регулярными публикациями и хотя бы 10+ тыс. подписчиками). Если этого нет, вам придется вкладывать больше времени и денег в прогрев аудитории, а это удлиняет подготовку запуска. 

  • был готов учитывать мнение команды и работать на равных с ними. Быстро развиваются те команды, где каждый участник берет на себя ответственность и имеет вес в общих решениях. 
  • был готов инвестировать в проект свое время и силы. Вариант «пусть они всё сделают, а я посмотрю» здесь не срабатывает. 

Что еще очень важно для быстрого запуска? Список задач на каждый день + общая адекватность. Если вы хотите быстро запустить онлайн-курс и протестировать идею, вы работаете с минимально жизнеспособным продуктом — то есть занимаетесь базовыми задачами и не углубляетесь в проработку нюансов. «Сделать быстро» и «сделать идеально» — очень разные цели. Не надо пытаться достичь обеих сразу. 

День 1. Целевая аудитория, ниша, конкуренты, УТП

За первый день вполне реально успеть изучить нишу и рынок, определиться с аудиторией и сформулировать УТП. 

Цель дня — понять запрос рынка и предложить продукт, который этот запрос решает. 

Например, среди женщин 35+ есть запрос на то, чтобы выглядеть красивыми и молодыми, но тратить на уход за собой минимум времени и денег. Решить этот запрос мы можем, например, разработав курс по самомассажу и тейпированию с короткими уроками и УТП «Молодость за 15 минут в день». 

Подобных продуктов на рынке достаточно много, но отличаться от них мы будем через:

  • совмещение 2 практик (самомассаж + тейпирование, а не что-то одно)
  • создание сообщества — клуба для участниц (а не просто предоставления контента)
  • советов, как вписать занятия в повседневный график.

День 2. Программа курса

Во второй день команды создавали программу онлайн-курса. Вот несколько советов, которые пригодятся для быстрого запуска:

  • проектируйте непродолжительное обучение. За день вполне реально расписать обучение на срок до 1 месяца. А вот большой полугодичный курс потребует больше времени. 
  • учебный контент оставьте на потом. Вам потребуется программа курса, которую вы представите, например, на продающем вебинаре. А вот учебный контент стоит создавать тогда, когда у вас уже будут первые продажи и вы убедитесь, что курс стартует. 
  • продумайте, будут ли у курса домашние задания и кто их будет проверять. Возможно, выяснится, что вам потребуется дополнительный член команды для проверки работ студентов (если планируется большой набор и эксперт не справится с нагрузкой). 
  • выбирайте для быстрого запуска несложные в реализации форматы. Например, куда проще включить в курс серию вебинаров, чем планировать, что это будут качественные видеоролики, записанные в студии, или сложный в разработке диалоговый тренажер. 

День 3. Воронка продаж

Как спроектировать воронку продаж за один день? Как и все остальное: ставить реальные задачи, не прокрастинировать и не пытаться впихнуть в воронку все инструменты сразу. 

  • стройте линейную воронку с одним каналом. То есть не надо планировать, что у вас будут вебинары, а еще блог, а еще конференция, и скоро вы проведете интенсив. Начинайте с чего-то одного. Например, воронка может выглядеть так:
  1. таргетинговая реклама 2) лендинг с описанием бесплатного вебинара 3) лидмагнит за регистрацию на вебинар 4) серия прогревающих писем (до и после вебинара) 5) на вебинаре приглашение на платный курс + особые условия участия 6) даунсейл для тех, кто не купил. Например, можно предложить пройти 2 первых уроках за символическую стоимость, чтобы оценить качество контента. 
  • лендинг можно собрать на Tilda.
  • не забудьте подключить к лендингу систему платежей, чтобы собирать оплаты не в ручном режиме. 

День 4. Финансовый план + скрипт продаж

Когда составляете финансовый план, учитывайте:

  • основные расходы стартапа — это чаще всего зарплатный фонд. Поэтому чем быстрее вы запуститесь и начнете получать прибыль, тем лучше. Еще один аргумент в пользу быстрого запуска. 
  • далеко не все проекты становятся прибыльными с первого запуска. Не планируйте миллионные продажи, чтобы потом не расстраиваться, столкнувшись с реальностью.
  • экономьте. Лучше запустить онлайн-курс в закрытой группе в соцсети и сэкономить на платформе, чем оплатить годовую подписку и уйти в глубокий минус, не успев стартовать.
  • продумывайте линейку курсов. Привлекать на курс каждый раз новую аудиторию очень дорого. Подумайте, какой платный продукт вы предложите тем, кто прошел у вас обучение. 

День 5. Что осталось за рамками хакатона

На пятый день команды презентовали проекты, готовые к запуску рекламы и продвижению. Но если вы планируете быстрый запуск, пятый день вы можете потратить на то, чтобы:

  • написать прогревающие цепочки для вебинара и продажи платного курса
  • написать сценарий продающего вебинара и сделать презентацию для него
  • написать серию постов для соцсетей (если вы собираетесь использовать этот канал продвижения). 

Надеюсь, мой рассказ поможет вам делать быстрые и эффективные запуски. 

Если хотите познакомиться поближе с проектами онлайн-хакатона EdMarket, о них можно почитать в нашем блоге. 

Хотите посмотреть, как создают онлайн-курсы за 5 дней в режиме реального времени? Тогда приглашаем вас на второй сезон EdMarket хакатон

Другие статьи