Мы слишком многого ждем от обучения

Мы слишком многого ожидаем от обучения и слишком быстро.

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

методический директор EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

До и после обучения

Что происходит во время обучения? Вы погружаетесь в новую тему, осваиваете подходы, учитываете рекомендации преподавателя, рассматриваете кейсы, пробуете применять, практикуетесь на тестовых заданиях и ситуациях.

При этом изменение поведения после обучения в реальных ситуациях происходит не сразу. После тренинга по управлению людьми менеджеры не сразу начинают применять новые подходы и не становятся кардинально другими управленцами. После курса по продажам у специалистов колл-центра не сразу получается придерживаться новых скриптов для диалога с клиентами. После книги о наведении порядка ваш дом не сразу превратится в идеально чистое и комфортное место для жизни. Сразу после прохождения курсов для родителей вы с супругом или супругой не станете классными родителями.

Что же происходит после обучения? Вы начинаете применять полученные знания. Параллельно боретесь с привычкой действовать по старым знакомым шаблонами. У вас возникает множество вопросов, на которые постоянно нужны ответы, нужна обратная связь и мотивационная поддержка.

Например, пройдя курс о педагогическом дизайне, я знала основные этапы разработки курса и попробовала во время обучения выполнить некоторые задачи вроде декомпозиции учебных целей, вводного сторителлинга, составления тестов. Дальше, сталкиваясь с рабочей задачей разработать курс, я постоянно возвращалась к материалам курса и часто не могла найти готового ответа. Мне нужна была поддержка кого-то более опытного, кто смог бы ответить на все мои сугубо конкретные вопросы. Я еще не могла «преломить» под свои ситуации универсальные методы и инструменты, не хватало опыта для понимания того, что выбросить, что оставить, как адаптировать. Так формировался длинный «шлейф» отработки полученных знаний. И я не знаю другого способа обучения, кроме постоянного применения на практике новых умений и получения обратной связи.

Ловушка ожиданий

Удивительная вещь, но я постоянно обнаруживаю себя в этой ловушке ожидания быстрых результатов обучения. Даже зная об этой ловушке. Пройду курс, посмотрю вебинар, почитаю книгу, и тут же кажется, что должен произойти резкий скачок от «до» к «после». А его не случается, ведь мы еще в начале пути. Дальше надо выстраивать свой индивидуальный трек обучения и идти по нему, отслеживать изменения, поддерживать себя, придумывать мотиваторы, практиковаться, делать выводы.

Особенно сложно с теми новыми знаниями, которые противоречат старым привычкам, конфликтуют с текущей реальностью или не вписываются в ритм жизни. Мозг придумает сколько угодно «отмазок», только бы освободить себя от высокоэнергетичных затрат на вот-это-вот-все, без чего и так прекрасно обходились.

Еще по теме: Как учиться самостоятельно.

Ожидания заказчика

Не только учащийся ожидает быстрого результата, но и заказчик обучения. Как выглядят ожидания заказчика? Он тоже хотел бы, чтобы, например, сотрудник компании сразу после прохождения курса демонстрировал позитивные сдвиги в работе. Начал лучше продавать, планировать свой календарь встреч, стал бы более клиентоориентированным. Но если сотрудник не будет регулярно возвращаться к новым знаниям, они не «приживутся». Без регулярной помощи наставника и без обратной связи поддерживать изменения после обучения будет крайне сложно. Нужна очень высокая мотивация.

Как организовать сопровождение?

Организатор, который создает курсы, учебные программы, разрабатывает сам контент, не всегда видит необходимость сопровождать обучение уже после завершения курса. Особенно, когда нет метрики, которая показывала бы ответственность организатора/разработчика за этот промежуток «после» обучения. А ведь это возможно сделать. Например,

  • через интервью или анкеты отложенной обратной связи через время после обучения
  • через рассылку памяток и дополнительных материалов по недавно пройденной теме курса
  • через создание комьюнити, где можно общаться и задавать вопросы
  • через решение реальных задач и стажировки, если речь о приобретении новой профессии.

И иногда нужно даже убедить заказчика в том, что проектировать нужно не только учебный контент, но и учебную среду, не только во время обучения, но и после его завершения.

На курсах EdMarket мы готовим востребованных специалистов рынка онлайн-образования. У нас можно получить новую профессию в сжатые сроки, пройти стажировку в крупной образовательной компании или запустить собственный проект. Приходите учиться по направлениям:

Другие статьи