Как сделать онлайн-курс?

Итоги методической онлайн-конференции Skills Puzzle 8.0 в выводах и прозрениях.

21-22 октября мы провели конференцию, на которой говорили о профессии методист онлайн-курсов и о том, как создавать классные онлайн-курсы. Не просто давать информацию, а проектировать образовательную траекторию, которую слушатели с удовольствием пройдут и в финале получат результат. 

Собрали для вас самое важное из докладов первого дня — посвященного онлайн-обучению взрослых — в статью. 

Проектирование обучения от результата

Skills Puzzle 5.0 - EdMarket

Дарья Вьюнова

из выступления Дарьи Вьюнова, педагогического дизайнера OTUS

Первый вопрос, который стоит задать себе при проектировании онлайн-обучения, звучит так: «Что смогут делать участники после обучения и зачем им это нужно?»

Отвечая на этот вопрос, вы проектируете обучение от результата. 

Для этого можно воспользоваться моделью BACKWARD DESIGN (или обратный дизайн) — ее применяют для проектирования как курса целиком, так и отдельного урока. 

  • Первый этап — вы определяете результаты обучения. Здесь вы отвечаете на вопрос: «Что студенты будут знать и уметь в финале обучения?» 
  • Второй этап — вы определяете, как вы проверите, что студент это знает или умеет, то есть достиг запланированного результата. 
  • Третий этап — вы планируете задания и упражнения, которые приведут студента к запланированному результату. 

Например, вы хотите научить студентов вести вебинары. Ваш результат — студент, который умеет вести вебинар. Как проверить, что он это умеет? Посмотреть, как он ведет вебинар, и оценить по критериям: например, есть ли структура, умеет ли студент работать с аудиторией, как отвечает на вопросы. 

Как мы можем привести студента к результату, из точки «А», где он находится сейчас, в точку «Б», где он умеет вести вебинары? Мы должны спроектировать занятия, где есть много практики, где студенты изучают структуру вебинара, узнают, как выбирать тему, как строить занятие, а потом практикуют в парах или записывая видео. 

Еще по теме: Методист онлайн-курсов: все о профессии

Как выбирать форматы для онлайн-обучения?

Преподаватели EdMarket

Мария Коновалова

из выступления Марии Коноваловой, продюсера-методиста EdMarket

Как выбрать формат для онлайн-обучения?

  • Определите цели и задачи обучения. К какому результату мы хотим привести учеников в финале?
  • Определите, какой подход вы используете. От теории к практике, когда студент сначала знакомится с теоретическим материалом, а затем выполняет упражнения, чтобы закрепить знания? Или у вас практикоориентированное обучение, когда студент сначала практикуется в новой деятельности, а потом делает выводы и обобщения, исходя из опыта? 
  • Определите, какой вид обучения вы примените. Знания будет передавать преподаватель? Или студент будет изучать материалы самостоятельно, а затем практиковать?

Все эти факторы помогут определить, какой формат обучения лучше выбрать, чтобы максимально быстро достигнуть запланированных результатов. 

9 сервисов и конструкторов для создания обучения разных форматов:

Как работать с мотивацией?

Елена Асначева

из выступления Елены Асначевой, продюсера-методиста EdMarket

Почему важно работать с мотивацией слушателей онлайн-курсов? Потому что таким образом вы помогаете им дойти до финала обучения и получить результат. 

При этом важно работать не только с внешней мотивацией (с помощью рейтингов, грейдов, возможного наказания за непройденный курс), но и с внутренней.

Как работать с мотивацией студентов?

1) Четкие правила и инструкции к действию. Это могут быть:

  • вводный блок или первый урок в курсе, на котором вы рассказываете, как устроено обучение, как можно получить от него максимум, куда сдавать домашние работы и где можно получить ответы на вопросы)
  • инструкции и чеклисты в качестве дополнительных материалов к уроку, чтобы слушатель понимал, как и зачем выполнять домашние задания. 

2) Ясные цели:

  • в начале обучения обсудите со слушателями результаты, к которым вы стремитесь. Покажите карту курса. Расскажите, какие навыки и как вы будете формировать в процессе обучения. 
  • помогите учащимся определить личные цели обучения. 

3) Прямая и незамедлительная обратная связь

Давайте слушателям обратную связь на выполненные задания как можно быстрее. 

4) Ищите баланс между уровнем способностей студента и сложностью задания

Вам нужно найти баланс между «слишком простое задание, не вижу смысла его делать» и «задание очень сложное и объемное. Я не справлюсь, не стоит и начинать». 

Еще по теме: Как помочь слушателю онлайн-курса дойти до финала обучения?

Как работать с обратной связью (в том числе негативной)?

Наталья Королева

из выступления Натальи Королевой, методиста, куратора EdMarket

  • Организуйте среду, где безопасно делиться эмоциями

Эмоции — в том числе и негативные — будут в любом случае. В ваших интересах создать и поддерживать чаты, где слушатели курсов будут делиться впечатлениями и получать ответы на вопросы. Так вы узнаете, что можно улучшить, в процессе обучения, а не когда студент дошел до конца курса и оставил разгромный отзыв. Или бросил на середине обучения. 

  • Реагируйте как можно скорее

Ответ на вопрос или жалобу студенты должны получить максимально быстро. В норме лучше прореагировать в течение суток, но старайтесь сократить этот срок. 

  • Переводите эмоции в конструктив

Выясняйте, что стоит за «У вас ужасный курс, я ничего не понимаю!» Чаще всего негатив вызывают какие-то конкретные моменты, которые несложно исправить. Иногда негатив может быть связан не с качеством контента, а с тем, что студент не понял часть материала. И ваша задача тогда — помочь разобраться, проконсультировать, посоветовать дополнительные материалы. 

  • Работайте с негативом в публичном пространстве

Если жалобу студент оставил в чате, где есть другие студенты, ответьте ему там же. Если вопрос касается многих, напишите, как его решаете. Если вопрос частный, можно написать: «Напишу сейчас вам в личку, и мы вместе решим, как быть». 

Как проверять знания онлайн?

Клуб тьюторов EdMarket

Анна Царева

Из выступления Анны Царевой, педагогического дизайнера международной школы кибербезопасности ХакерЮ

Когда проверять знания студентов?

  • Вводная оценка

Проводится до начала обучения, чтобы определить, с какими знаниями и навыками студент поступил на курс. 

  • Текущая оценка

Может проводиться после каждого занятия курса или учебного блока. 

  • Констатирующая оценка — показывает уровень знаний
  • Формирующая оценка — подталкивает к нужным знаниям, дает дополнительную информацию. То есть вы не просто пишете, что неправильно, но и объясняете, почему и как улучшить результат. 

Важно: в онлайн-обучении старается больше использовать формирующий способ оценивания. 

  • Итоговая оценка

Проводится, чтобы оценить финальный результат и наметить траекторию дальнейшего движения. 

Как проверять знания?

1) Автоматическая проверка (тесты, интерактивные задания, диалоговые тренажеры, викторины)

2) Проверка носителем компетенций (преподавателем или тьютором): рецензия, комментарий на работу, защита проекта. 

3) Самооценка (самостоятельная оценка себя по критериям). 

4) Взаимная проверка (студенты проверяют работы друг друга). 

Важно! Не увлекайтесь взаимной проверкой: она требует четких критериев, контроля со стороны организаторов обучения. Кроме того, такая оценка часто воспринимается учащимися как субъективная. 

Хотите создавать с нуля классные онлайн-курсы и работать на рынке онлайн-образования? Приходите учиться на курсы EdMarket.

Продюсер онлайн-курсов

Методист онлайн-курсов

Администратор онлайн-школы

Куратор онлайн-обучения

Другие статьи