31.10.2019
|
Как учиться онлайн

Как правильно ошибаться?

Почему для одних ошибка это точка роста, а для других — педаль тормоза?
Автор статьи
Марина Литвинова
Директор по продукту EdMarket
Никогда не говори: «Я ошибся», лучше скажи: «Надо же, как интересно получилось...» © Ледниковый период Умеете ли вы ошибаться и прощать себя за ошибки? А переделывать то, что уже не первый раз переделано? Как вы этому научились? 

Нерадужные перспективы отличников

Наверное, у каждого из нас есть своя школьная или вузовская история об ошибках. Из этих детских историй часто вырастают взрослые дяди и тети, которые потом боятся «падать» и воспринимают любое «не-сразу-хорошо» как трагедию мирового масштаба. Если вы учились в советское время, то помните такие разговоры: - Опять двойка? Вот вырастешь — станешь дворником. А сосед Вадик-отличник станет космонавтом. Только вырастая, мы уже слышали другие истории. О том, как двоечник Вася стал изобретателем, троечник Петя — предпринимателем. А отличник Вадик — рядовым аспирантом на кафедре. Или руководителем отдела снабжения, где он работает уже 10 лет и боится найти другое место, хотя зарплата и обязанности давно не устраивают. Все потому, что на каждого Вадика вакансий космонавта не хватает. Поэтому в жизни важно научиться ошибаться, чтобы рисковать, экспериментировать и менять свое место работы или жизни. 
Учим запускать свои онлайн-проекты от идеи до старта на курсе «Руководитель онлайн-школы». 

Ошибки в учебных задачах

Вы помните первое столкновение с ошибкой? Свою реакцию на нее? Эмоции?  Расскажу свою историю. Я отличница. Школа с золотой медалью. Красный аттестат в вузе. Музыкальная школа с отличием. Кругом пятерки. Первый класс. Молодая учительница Светлана Станиславовна подняла весь класс со стульев и заставила стоять на уроке за то, что мы не выполнили домашнее задание по математике. Моя парта возле учительского стола: я невысокого роста и хорошо учусь. И вот стою в первых рядах с первой двойкой и думаю о том, как покажу дома дневник. Вдруг по щеке предательски скатывается слеза, вытираю и отворачиваюсь от учительского стола. Учительница подходит и говорит «Ну что ты, завтра сделаешь». Я думаю: «Ведь она понимает, что я могу сделать, и все же сегодня поставила двойку, как всем». Молчу. Во мне куча незнакомых эмоций, которые сложно описать. Тогда я с ними столкнулась впервые. Это сейчас я понимаю, что если весь класс в приступе массовой амнезии не выполнил задание, то дети не при чем. Но суть не в этом. Это был единственный опыт двойки в школе и вузе, который я помню. Ошибаться там не учили. Потому что если ты имеешь наглость спорить с преподавателем, учиться только по интересным тебе предметам, ты неизменно получаешь двойки, тройки.. А потом и неприятные эмоции. Можно возразить: ведь есть дети, которые реально не хотят учиться, и двойки им ставят заслуженно. Правда? Мне кажется, что если ребенок способен испытывать стыд и сожаление, как мальчик на картине Фёдора Решетникова «Опять двойка», то он способен и учиться. Возможно, он силен в других дисциплинах, возможно, ему сложно установить контакт с конкретным учителем. Но в массовом школьном обучении, где на большой класс один учитель, сложно разобраться в проблемах каждого ребенка.

Ошибки в реальных задачах

Если нас не научили ошибаться в школе и нормально реагировать на это, то приходиться учиться в жизни. Не на тестовых задачах, а на реальных. Падать там будет больнее. Эмоций и ответственности еще больше. И с этим придется справиться. Я училась ошибаться, когда уже стала руководителем. Вела большой проект, там часто приходилось что-то менять, получать задания на доработку, глотать обиду и снова переделывать. Узнала, что такое обратная связь, что такое движение итерациями и постепенно усовершенствование, как уточнять поставленную задачу. И поняла, что сделать сразу и правильно получается редко, потому что задачи сложные, проекты большие, люди разные. Ошибаться нормально. На доработку — не приговор. Неприятная обратная связь иногда лучше, чем никакая. Невозможно быть менеджером, который все и всегда делает без ошибок (подробнее о том, как расти менеджеру проекта и общаться со своим руководителем).

Сделать так, чтобы потом не переделывать?

Быть готовым постоянно меняться — один из важных навыков современного человека в активно развивающемся мире. Что-то долго делать, переделать, снова переделать. А потом признать, что это было ошибкой или уже не работает. Возможно, вы верите в то, что хорошо продуманное сразу сделается хорошо, поэтому так важно иметь достаточно времени, чтобы допустить минимум ошибок. Я вас прекрасно понимаю. Перфекционизм и прокрастинация порою ходят за руку. Во мне тоже порой возникает чувство сожаления, когда тратишь время, энергию, эмоции на созидание чего-то важного. А потом это надо перекроить или даже уничтожить.  Уже сейчас важно учиться быть гибкими, чтобы повысить свой уровень адаптации к таким же гибким условиям и требованиям окружающего мира. Потому что ПО будет меняться, требования к проектам будут переделывать, а заказчики и исполнители будут учиться договариваться друг с другом методом проб и ошибок. А еще есть будущее и автоматизация. В ближайшем будущем практически всем нам придется постоянно переквалифицироваться, чтобы оставаться востребованными на рынке труда. А также учитывать автоматизированную среду, в которой часть функций людей возьмут на себя роботы. 
Получите профессию будущего на курсе «Технический администратор онлайн-школы».

Ошибаться — норма. Совершать одну и ту же ошибку — нет

Работа с ошибками — это индивидуальная задача каждого человека. Когда ребенок учится ходить, то важно научить его правильно падать: подставлять руки, если падает вперед, стараться упасть на бок или на что-то мягкое. Когда люди учатся кататься на коньках, лыжах, то их тоже вначале учат правильно падать и тормозить, прежде чем они смогут разогнаться и уверенно кататься.  При этом в обучении, в жизни, в бизнесе мы встречаем ситуации, когда хочется «научиться ходить и при этом ни разу не упасть»: сразу правильно выбрать профессию, спутника жизни, компанию для работы или проект для бизнеса. Даже если такие случаи возможны, то это скорее исключения, подтверждающие правило: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Ошибки в обучении: когда учебные и реальные задачи пересекаются

И напоследок, о том, когда обучение связано с бизнесом. В течение последнего года я наблюдаю за студентами EdMarket, их реакциями на ошибки и стремлением сразу все сделать правильно. Порою даже на индивидуальных консультациях не удается донести до человека мысль о том, что «сразу зачет» и «без доработок» в бизнесе случается редко. Мы обучаем тому, как выстраивать и запускать образовательные онлайн-проекты, домашние задания выполняются на реальных задачах. Обычно проблемы возникают в двух ситуациях.  Первая, когда человек не может приступить к обучению, потому что не понимает, правильно ли выбрана ниша для курса или проекта. И, следовательно, не понимает, есть ли смысл запускаться. Хочется  сразу выбрать правильно. Раз, и ты — Илон Маск, запускающий ракету в космос (только не тот случай, когда она взорвалась, а сразу успешно). Ситуация продолжается, когда после первых трех занятий (анализ ниши, целевой аудитории и конкурентов) студент понимает, что выбранная ниша не прибыльна или еще не развита, ЦА сложная, конкуренты сильные, и все пропало. Но ведь онлайн-образование как проект — это бизнес, а в бизнесе сложно сразу сделать правильно, сразу угадать. Это нормально, когда вы тестируете гипотезы, меняете изначальную идею, сужаете целевую аудиторию, выделяете себя на фоне конкурентов уникальным торговым предложением. Это не ужас-ужас, если с первого раза вы не попали. Ненормально, если вы повторяете одну и ту же ошибку много раз, но если вы ошибаетесь и выносите опыт, это нормально. Так идет развитие. Вторая ситуация, когда домашние задания отправляются на доработку. Иногда для студента это приговор. Мы с тьюторами уже несколько раз шлифовали подход к доработкам и все еще периодически встречаемся с ситуациями, когда советы тьюторов воспринимаются учащимся как критика. «Снова двойка, я не способен, у меня не получится». Что мы сделали, чтобы доработки воспринимались легче:
  1. На вводном занятии поясняем, каким образом ставятся зачеты, когда отправляются задания на доработку и что доработка — это возможность усилить стратегию вашего проекта, лучше подготовить его к выходу на рынку.
  2. Отправляем на доработку, только если задание действительно плохо или некорректно выполнено и если не предоставлен доступ к документу с заданием.
  3. Часть доработок даются как рекомендации в дальнейшей работе над проектом, при этом за задание ставится зачет, если ключевые моменты учтены и выполнены.
  4. Тьюторы руководствуются инструкцией, как давать конструктивную поясняющую обратную связь, учитывая особенности текстового формата и сложности с передачей эмоций без голоса и личного контакта. 
  5. Есть чат для студентов, где можно спросить совета прежде, чем отправить задание на проверку. И есть возможность самостоятельно продлить дедлайн, если нужно больше времени для выполнения. 
Наш наставник тьюторов написала чудесную краткую статью о том, как давать письменную обратную связь. Читайте тут.
P.S. Если вы дочитали до финала, то хочу поблагодарить за внимание и за время, уделенное этой теме. И для продолжения знакомства с темой порекомендовать книгу Кэрола Дуэка «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». 

Что еще почитать?

Запомнить все: как учиться эффективно? 10 ошибок начинающей онлайн-школы 40 советов игрокам рынка онлайн-образования

Вебинары, которые могут быть вам интересны

Другие статьи

12.05.2021

Куратор онлайн-школы: история трудоустройства

История выпускницы EdMarket Анны Парковской, которая стала куратором «Французской школы научной ароматерапии Ингрид Гекьер».

Читать →
10.05.2021

Как и зачем использовать профессиональные термины?

Англоязычные профессиональные термины — использовать нельзя переводить?

Читать →
06.05.2021

Путь клиента: как провести от интереса до покупки

Показываем, как выглядит путь клиента в онлайн-образовании через историю одного методиста.

Читать →
05.05.2021

Как найти себя на рынке онлайн-образования?

История выпускницы EdMarket Ирины Мызниковой, которая стала методистом проекта СКБ «Контур».

Читать →
03.05.2021

Вредные советы для тех, кто решил учиться

Прочитать полезную статью, посмотреть интересное видео, послушать рекомендованный подкаст — это не долго. Но что если вы планируете долгосрочное обучение в 2 месяца или больше? В процессе можно наступить на уйму «граблей».

Читать →
29.04.2021

Как стать ассистентом руководителя онлайн-школы?

История выпускницы EdMarket Кристины Головкиной, которая теперь работает ассистентом руководителя в онлайн-школе "Хохлов Сабатовский"

Читать →
По таком запросу нет постов :(