Как писать об онлайн-образовании, чтобы не было мучительно скучно?

5 простых советов, как писать о сложном и не усыпить читателя. 

Онлайн-обучение и образование – EdMarket

Екатерина Абашкина

редактор блога EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Продолжаются прямые эфиры в Instagram от команды EdMarket. Екатерина Абашкина поделилась своими лайфхаками и рассказала, как писать, чтобы люди получали удовольствие от ваших текстов. 

Вы можете послушать ее выступление, а можете прочесть основные мысли в статье. 

Неважно, о чем ваш образовательный проект и какую роль вы в нем играете. Вы можете быть руководителем, методистом, экспертом, продюсером. В любом случае вам пригодится навык писать о том, чем вы занимаетесь, так, чтобы аудитория не уснула. Эти советы, я надеюсь, в этом помогут.

1) Упаковывайте контент в истории

Рассказывайте истории, если хотите, чтобы вашу мысль поняли и запомнили. Но это должны быть истории:

  • интересные и близкие слушателям или читателям. Если в истории действует главный герой, у читателя должна быть возможность отождествить себя с ним, понять его проблемы и сопереживать ему. Если история имеет мораль, эта мораль должна быть применима к жизни читателя. 
  • позволяющие донести важную мысль. Рассказывать истории ради историй значит тратить время читателей впустую. Например, если вам нужно рассказать об архетипах Юнга, вы можете дать их список и кратко охактеризовать каждый. Внимание читателя угаснет на 3-4 наименовании. А можете рассказать историю, действующие лица которой напоминают вам тот или иной архетип. И тогда читатель будет следить за ходом вашей мысли и получит удовольствие от текста. 

Подробнее о том, как писать истории, читайте в статье “Сторителлинг в обучении

2) Пишите логлайны

Этот совет я нашла в книге Блейка Снайдера “Спасите котика”, и мне он очень помогает работать с текстами. 

Что такое логлайн? Это короткая — 3-4 предложения — аннотация, которая сообщает читателю самое важное (и “вкусное”) о тексте. Логлайны пишут сценаристы, и задача этого текста — рассказать об интриге в сценарии так, чтобы работник студии (или режиссер) заинтересовался, увидел потенциал и прочел рукопись целиком. 

Я советую писать логлайны для текстов любого размера. Запишите в 3-4 предложения, что самое важное читатель узнает из текста. А потом подумайте:

  • захотелось бы вам самим читать текст об этом?
  • стоит ли писать длинный текст, чтобы высказать эту мысль? Или можно обойтись коротким?

Закончив текст, полезно сравнить его с логлайном. И безжалостно выкинуть те замечания и отступления, которые не относятся к теме и никак не двигают мысль вперед, а только отвлекают от важного. 

Учим будущих “звезд” рынка онлайн-образования на курсе “Продюсер онлайн-курсов”.

3) Пишите по существу

Самый дефицитный ресурс в наши дни — это время. Так зачем тратить время читателя на вступления ни о чем, сложную терминологию и другие препятствия, которые приходится преодолевать, чтобы добраться до сути?

Откажитесь:

  • от вступлений, которые не сообщают ничего нового. “Онлайн-обучение сегодня играет большую роль на российском образовательном рынке” — эти и подобные предисловия похожи на ситуацию, когда вы топчитесь на месте, вместо того чтобы отправиться в дорогу. 

Пишите по сути. Если вступление необходимо вам, чтобы “расписаться”, пишите его, выключив “внутреннего редактора”. А затем просто выкиньте из текста во время финальных правок.

  • канцелярского языка и тяжеловесных оборотов. Ваш текст не украсят обороты в духе “Исходя из вышесказанного хочу сообщить нижеследующее”. Пользуйтесь инструментом Главред, чтобы убрать подобный “мусор” из текста.
  • терминов и профессионализмов. Сложная терминология не показывает читателям вашу экспертность, а вгоняет их в глубокий праведный сон. Если только ваша аудитория — не профессиональные среда и не опытные эксперты той темы, о которой вы пишете. 

Поэтому представьте, что ваш текст прочтет 5-летний ребенок. Или ваша бабушка. Все ли слова окажутся им понятны? Если нет, лучше перевести термины. Или отказаться от них в пользу чаще употребляемых слов.

4) Пробуйте разные форматы

Если вы раз за разом пишите только лонгриды или научные статьи, если все ваши тексты строятся по одной модели, то скоро читать их становится скучно и вам, и аудитории. Пробуйте писать в разных стилях (научном, художественном, официально-деловом), для разных аудиторий (например, подумайте, какой текст и о чем может заинтересовать помогающих практиков, программистов, вашу бабушку). Пробуйте на вкус разные форматы. Особенно это уместно для соцсетей, где текст может быть короткий. Попробуйте в качестве упражнения выразить одну и ту же мысль в виде опроса, интервью, хокку, анекдота, твита (или серии твитов). Такие игры с жанрами помогут расширить ваш диапазон писателя и получать удовольствие от текста. 

5) Пишите о том, что вас интересует

Это очень простой, но действенный совет. Если тема, о которой вы пишете, вызывает трепет в душе, если вы можете говорить о ней бесконечно, у вас получаются отличные тексты. Никакие словесные манипуляции не заменят энергию автора и его живой интерес к теме. 

Как говорил известный клоун Слава Полунин: “В жизни нужно делать то, от чего у вас дзынькает”. 

Интересных текстов вам и вашим читателям!

Другие прямые эфиры

5 факапов начинающего образовательного онлайн-проекта

5 лайфхаков начинающего методиста

Как не надо делать e-mail-рассылки: 5 грустных историй

Другие статьи