27.08.2021
|
Сервисы

Сколько вешать в граммах?

Сколько сервисов должно быть в онлайн-курсе, чтобы студентам было хорошо?
Автор статьи
Елена Асначева
Старший продюсер-методист

Это, пожалуй, самый частый вопрос, который я слышу. Сколько сервисов должно быть в онлайн-курсе, чтобы:

а) студентам было интересно учиться, и мы предложили разнообразные активности

б) студенты не потратили половину учебного времени на то, чтобы освоить новую программу?

Начнем с того, что универсальных правил здесь не существует. Как и раз и навсегда устоявшихся норм для «много сервисов» и «мало сервисов».

Можно, например, обойтись минимумом технических решений и спроектировать обучение в закрытой группе Инстаграм. Там люди будут смотреть прямые эфиры, оставлять комментарии под постами, выполнять задания, общаться. При этом учащиеся уже знакомы с тем, как устроен Инстаграм, и они не тратят времени на его изучение. 

Это удобно студенту, так как он не тратит времени на привыкание к новому сервису. Это удобно методисту, так как не нужно вводить дополнительное обучение и инструкции для студентов (на какие кнопки нажимать).

Но что делать, если: 

  • нужно научить профессии, где, кроме серьезной теории, нужна еще практика в конкретной программе/программах
  • хочется добавить новый классный модный сервис
  • студенты просят познакомить с разными профессиональными программами дополнительно.

Как понять, когда сервисов слишком много? На что обращать внимание при подборе и сочетании сервисов?

Вы должны помнить одну суровую мысль: студент тратит время не только на поглощение контента, но и на переключение с одного сервиса на другой. Как только мы вводим новый сервис, студенту нужно поставить освоение учебной темы на паузу, разобраться, как устроена работа той или иной программы, и только потом вернуться к изучению материала. То же самое происходит при частом изменении формата, способах взаимодействия или каких-то еще изменений в правилах обучения. 

Но это не значит, что добавлять или менять ничего нельзя. Просто есть вещи, на которые стоит обращать внимание.

1) С интересом смотрим на целевую аудиторию нашего курса

Все по-разному относятся к разного рода технологиям и сервисам. Есть люди, которые скачивают на смартфон новое приложение, потому что им интересно разобраться в технической новинке. А есть люди, которые начинают пользоваться сенсорными телефонами, только когда перестают выпускать кнопочные. Аудитория нашего курса ближе к первым? Или ко вторым?

Это стоит учитывать при проектировании онлайн-обучения. Задавайте себе вопросы:

  • работала ли ваша целевая аудитория с тем или иным сервисом?
  • сколько времени ей потребуется на освоение новой программы?
  • как вы можете помочь им разобраться в новом сервисе? Например, возможно, стоит подготовить подробный мануал со скринами. Или провести дополнительный урок, где вы покажете, как работать в той или иной программе.

2) Сопоставляем технические решения и результаты обучения

Честно отвечаем себе на вопрос: «Зачем мы хотим включить в обучение новое техническое решение?»

«Потому что это модная программа, в которой работают все» — плохая мотивация. «Потому что мы хотим развлечь учащихся, поэтому включаем в курс квест, квиз, диалоговый тренажер — и все это разные программы» — тоже плохая.

А вот мотивация: «Мы включаем в курс работу в Miro, потому что готовим методистов онлайн-курсов, и для них это обязательный инструмент, который нужно освоить, чтобы работать в профессии», — работает куда лучше. 

3) Практикуем цифровой минимализм

Если ваши учебные задачи можно решить с помощью минимального набора сервисов, не изобретайте велосипед. 

Какие из этого можно сделать выводы?

  • Никто не сможет стопроцентно и заранее сказать, сколько сервисов вы можете использовать. Это вычисляется опытным путем на конкретной ситуации.
  • Прежде чем добавить какой-то сервис нужно посмотреть, не дублируется ли функционал с тем, что я уже использую. Если можно осуществить задумку с помощью текущих возможностей, используем их в первую очередь.
  • Лучше внедрять новые сервисы постепенно. В первых запусках курса подберите самый базовый набор, без чего точно не обойтись. Проведите курс. С помощью обратной связи вы откалибруете инструкции к сервисам. После можно попробовать добавлять новые. Но опять же, помним, что чем больше времени ваш студент тратит на изучение/привыкание к сервису, тем меньше времени остается на контент.