1. Блог
  2. 7 образовательных трендов 2022 года
28.01.2022
Тренды онлайн-образования
4 мин.

7 образовательных трендов 2022 года

Как создавать актуальные онлайн-курсы в 2022 году?

Тренды: практические и «по учебнику»

В начале года особенно модно говорить о трендах. О закономерностях, актуальных решениях, которые существуют в сфере разработки образовательных онлайн-продуктов. 

И в многообразии трендов я бы выделила те, которые мы можем применять на практике, и те, которые больше про теорию, как по учебнику: интересно звучит, но как опираться на этот тренд в повседневной работе, совершенно непонятно. 

Например, все слышали про такие тренды, как:

  • упор на качество при создании онлайн-курсов
  • искусственный интеллект в обучении. Еще один популярный тренд, о котором многие говорят, но практических примеров реализации крайне мало
  • метавселенные. Примерно та же история, что и с искусственным интеллектом. Очень хочется собрать обучение, которое будет одновременно и соцсетью, и развлекательной платформой, но пока таких примеров нет
  • консолидация рынка. Полезно знать, что в онлайн-образовании несколько крупных игроков поглощают небольшие стартапы, но как использовать это знание при разработке онлайн-курсов? 

В этой статье я хотела бы оставить за кадром такие теоретичные тенденции и разобрать 7 образовательных трендов, которые можно использовать в методической практике, при создании образовательных продуктов. 

Еще по теме: Что будет с рынком онлайн-образования?

1) Human touch

Иными словами, создавая продукт, мы ставим на первое место студента, ищем возможности для индивидуального подхода в образовательном продукте. 

Чаще всего, это означает, что мы проектируем онлайн-курс, где есть:

  • общение в комьюнити
  • сопровождение кураторов, которые поддерживают мотивацию студентов учиться
  • мастермайнд-группы
  • индивидуальная поддержка. Это может быть поддержка куратора, тьютора, а могут быть, например, личные консультации с экспертом. 

2) Task-centered instruction

Речь идет о практиориентированном обучении, когда мы проектируем программу так, чтобы полученные навыки студент смог применять в повседневной жизни. 

Мы опираемся на этот образовательный тренд, когда:

  • проектируем обучение от задач. Например, обучая профессии, анализируем, какие требования предъявляет работодатель к сотрудникам, а затем создаем обучение, которое поможет получить знания и навыки, чтобы этим требованиям соответствовать
  • включаем в курс больше практических задач для отработки навыка
  • имитируем во время обучения реальные рабочие процессы — в формате бизнес-игры, симулятора, решения кейсов и т.д. 

3) Заимствование практик из популярных образовательных продуктов

Это не означает, что мы прекращаем проектировать серьезные образовательные программы и начинаем проводить «марафоны желаний». Но полезно посмотреть, какие приемы, форматы, подходы можно заимствовать у популярных программ, например, от блогеров. 

Например, мы можем заимствовать у массовых продуктов:

  • формат
  • более эмоциональную подачу материала, более простые примеры, tone of voice
  • стремление к краткосрочности обучения (этого можно добиться упаковкой знаний в микрокомпетенции). 

4) Evidence-based learning

По аналогии с доказательной медициной, этот тренд можно назвать доказательным образованием. 

Иными словами, мы проектируем обучение, разрабатываем новые программы, ориентируясь на исследования и факты, но не на непроверенные правила и убеждения в стиле «все так делают». 

Например, недавно мы в Нетологии задались вопросом, какой должна быть оптимальная длительность учебного видео.

Проанализировали исследования и открытые источники. Большинство упоминаний находились в диапазоне от 1 до 15 минут. Слишком большой спектр вариантов. 

И тогда мы решили провести собственное исследование вместе с компанией «Лаборатория знаний». Мы задействовали нейроинтерфейс, который считывает электроэнцефалограмму головного мозга и интерпретирует данные в различные психоэмоциональные состояния человека. 

В исследовании группа респондентов смотрели учебные видео разной длительности, а мы замеряли, насколько активно в этот момент работает их мозг. Результаты исследования показали, что оптимальная длительность учебного видео составляет от 10 до 15 минут. А длительность до 7 минут оказалась оптимальной для маркетинговых и вовлекающих роликов. 

Так у нас появилась научно подтвержденная цифра, на которую мы можем опираться, разрабатывая учебные программы. 

5) Персонализация

Мы выстраиваем обучение, которое максимально подстраивается под задачи клиента:

  • расписанием
  • наполнением занятий (например, проектируем отдельные задания для новичков и более опытных)
  • образовательной траекторией. Например, позволяем студенту самостоятельно собрать свой образовательный трек из учебных модулей.

К сожалению, далеко не все учебные платформы предоставляют технические возможности для персонализации обучения. Да и в целом сложно подстраиваться под все «хотелки» пользователя. Тем более что не все студенты знают, чего точно они хотят.

6) Акцент на целеполагание

Одна из задач онлайн-школ — помочь пользователю понять, чего он хочет от обучения и как прийти к этому результату. Поэтому важно предусмотреть работу с личной целью учащегося:

  • помочь сформулировать в начале обучения
  • показать разные методы определения цели
  • регулярно рефлексировать, возвращаться к цели и конкретизировать ее. 

Так мы помогаем студентам получить запланированный результат от обучения. 

7) Blended learning

Смешанное обучение, когда к онлайн-формату мы добавляем офлайн-взаимодействие:

  • офлайн-встречи учебных групп
  • офлайн-практику, мастер-классы и т.д.

К сожалению, пандемия внесла коррективы, и сейчас очень сложно проводить занятия в смешанном формате. Однако, я надеюсь, рано или поздно мы сможем вернуться и к офлайн-практикам тоже. 

Итак, теперь у вас в руках есть 7 понятных образовательных трендов, которые можно включить в свой план обучения и взять в фокус в работе. Не забывайте и про упомянутые тренды «по учебнику», ведь рано или поздно они придут в нашу жизнь. А самое главное, будьте активными и смелыми и задавайте тренды сами!

Поделиться

Хотите попробовать учиться в EdMarket?

Тест-драйв — это возможность бесплатно получить доступ к нескольким урокам из платных курсов EdMarket. Так вы сможете принять решение о том, подходит ли вам этот курс и нравится ли профессия.

К началу