Инфобизнес или онлайн-образование: как отличить и что выбрать?

Разбираемся, чем инфобизнес отличается от онлайн-образования и ищем преимущества и недостатки той и другой модели. 

Проектируем онлайн-курс, Анастасия Карпова

Анастасия Карпова

руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Миллион за 5 дней, и другие несбыточные фантазии

«Заработайте свой первый миллион за 5 дней», «Получите востребованную онлайн-профессию и работайте из любой точки мира», «Как я открыла онлайн-школу и переехала на Бали»… Наверняка вам встречались такие заманчивые предложения. Хочется поверить призывам? Или они вызывают только раздражение?

Многие считают крикливые рекламные сообщения основным признаком инфобизнеса. Однако этот индикатор не всегда срабатывает. Иногда проект и с более мягким продвижением все равно является инфобизнесом.

Как отличить? По сути. Давайте сразу договоримся, что в инфобизнесе как таковом нет ничего дурного. Это информационный бизнес, продажа информации заинтересованным слушателям.

Например, как эксперт в той или иной сфере вы можете провести вебинар и поделиться на нем знаниями и опытом. Можете записать вебинар и продавать его в качестве платного продукта. Можете вместе с записью выступления предлагать клиентам дополнительные материалы: полезные статьи, книги, чек-листы, алгоритмы.

То есть заниматься инфобизнесом*. Но не онлайн-образованием. Потому что это совсем другое.

*Обратите внимание, что мы не говорим о соответствии обещаний на лендинге продукту. Речь идет о фундаментальном отличии инфобизнеса от онлайн-образования.

Приходите на курс «Руководитель образовательного онлайн-проекта», чтобы создавать качественные онлайн-курсы.

Почему вагончики не едут?

Чтобы понять, чем инфобизнес отличается от онлайн-образования, возьмем простой пример. Допустим, вы накопили полезной информации по той или иной теме и решили собрать из элементов контента (книги, презентации, вебинары) обучающий курс. Каждый такой элемент можно представить в виде отдельного вагона. Вы составили вагоны вместе, поставили на рельсы. Но состав никуда не движется. Почему? Не хватает локомотива, который повезет их по образовательной траектории из пункта «А» в пункт «Б», от незнания к навыку.

В инфобизнесе вы отвечаете только за качество знаний — но не за то, как поняли и усвоили информацию слушатели. А онлайн-образование предполагает не столько передачу знаний, сколько трансформацию слушателя.

Онлайн-школы выстраивают для своих клиентов образовательные траектории и работают над тем, чтобы он перешел из точки «А» в точку «Б» и достиг результатов (сформировал навык, получил новую профессию, научился поступать осознанно).

К трансляции информации здесь добавляется методическая работа над учебным контентом:

  • подбор форм и форматов обучения под потребности целевой аудитории
  • подбор методик под учебные задачи
  • проектирование практических заданий для отработки новых знаний
  • сопровождение обучения и работа над мотивацией студентов
  • развернутая обратная связь по домашним заданиям
  • работа слушателя над собственным проектом.

Чтобы все перечисленное не осталось красивыми словами на бумаге, над курсом работает целая команда:

— методист строит образовательные траектории,

— куратор обеспечивает качественное сопровождение слушателей,

— продюсер выявляет запрос аудитории, подбирает преподавателей под задачи курса и работает с ними.

Возможно, на старте образовательного проекта все эти роли возьмет на себя один человек, но важно, чтобы у него хватило навыков на работу по всем фронтам.

Учим методистов на курсе «Методист в онлайн-обучении».

Информация ничего не стоит

Почему все перечисленное выше так важно? Потому что люди сегодня не готовы платить за информацию. Они платят за результат. Судите сами. Нам достаточно набрать поисковый запрос, чтобы получить бесплатной информации больше, чем мы способны переварить. По любой теме можно найти бесплатные тренинги и вебинары, развернутые статьи и книги.

Плохая новость для онлайн-школ: сегодня практически нет таких систем, которые надежно защитили бы ваш платный контент (вебинары, лекции, печатные материалы) от попадания в открытый доступ.

Хорошая новость для онлайн-школ: информация сама по себе ничего не стоит. Чтобы приобрести навык, мало прочесть пару работ и посмотреть вебинар (или серию вебинаров). Нужно запомнить новую информацию и освоить новые навыки. Для этого информация курса должна быть представлена логически и связана с уже имеющимися знаниями и опытом. Для отработки нового навыка нужно еще больше усилий: попробовать применить знания на конкретных задачах, сделать самостоятельный проект, ошибиться, получить обратную связь, понять, что вы делаете не так, сделать иначе и наконец прийти к желаемому результату. Этот путь как раз и обеспечивает образовательная траектория.

Чему можно научиться у инфобизнеса?

Значит ли это, что между инфобизнесом и онлайн-образованием непроходимая пропасть? Конечно, нет.

И вот чему любой образовательный проект может научиться у инфобизнеса:

1) Работать в режиме MVP

Рейд Хоффман, основатель LinkedIn говорил: «Если вам не стыдно за продукт, который запустили, вы запустили его слишком поздно». Это значит, что вряд ли получится сразу выпустить идеальный продукт, удовлетворяющий все запросы целевой аудитории. Кроме того, велика вероятность, что на совершенный продукт просто не будет спроса.

Поэтому рациональная стратегия — выпустить онлайн-курс в формате MVP (минимально жизнеспособный продукт), чтобы убедиться в правильности гипотезы, и затем улучшать образовательный продукт и добавлять новые возможности.

Возможно, на раннем этапе образовательный проект напоминает инфобизнес. Но дальше вопрос осознанного выбора: вы либо идете по пути «быстро заработать деньги на сыром продукте и не вкладываться больше в его развитие», либо развиваете проект и постоянно всеми способами работаете над качеством (контента, сопровождения, преподавания).

2) Маркетингу и продажам

Образовательным проектам с качественным продуктом часто не хватает навыка продаж. И если эта история про вас, понаблюдайте, как работает инфобизнес: как общаются с покупателями, как выстраивают воронки продаж. У них можно научиться проводить продающие вебинары, прогревать аудиторию. Даже если агрессивный маркетинг — не ваша история, посмотрите на общую механику продаж. Возможно, найдете рецепты, с которыми о ваших онлайн-курсах наконец узнает целевая аудитория.

Речь идет не об обещаниях «рассказать механику, как заработать миллион за три дня» (не бывает таких механик). Но инфобизнес, как правило, отлично умеет работать с целевой аудиторией, мотивировать слушателей, наполнять их энергией. Не верьте заблуждению «мой клиент сам меня найдет». Если хотите нести клиентам свет и качественное образование, работайте по формуле «продукт+продвижение= успешная онлайн-школа».

Подведем итоги

Работайте над созданием образовательного продукта, а не передачей информации, но не забывайте о маркетинге. Так вы обеспечите долгосрочность проекта, поток лояльных клиентов не только из рекламных источников, но и через «сарафан».

Что еще почитать?

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Онлайн-образование VS Пиратство: стоит ли бороться?

45 советов для образовательного проекта

Другие статьи