Вовлечь и обучить: 5 способов разнообразить онлайн-курс

Учиться, сидя перед компьютером, удобно, но зачастую скучно. Можно перечислять много факторов, почему так происходит. Чаще всего потому, что не хватает вовлекающих элементов. 

Юлия Карпова

педагогический дизайнер, разработчик онлайн-курсов, редактор

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Я хочу поделиться идеями, как можно добавить огонька онлайн-курсам. Примеры из опыта обучения на англоязычных и, реже, русскоязычных онлайн-платформах.

  • Тема для знакомства

С чего чаще всего начинается курс? В основном со стандартных предложений: «В комментариях напишите немного о себе». Не слишком способствует началу диалога. Эффективнее задания, где нужно ответить на чей-то комментарий, высказать и обосновать свое мнение.

Схожий прием — обсуждение мифов. «А вы согласны, что предпринимателями рождаются, а не становятся?» работает лучше, чем «Давайте обсудим, кто такой предприниматель».

Пример: На Openlearning в курсе по учительскому мастерству нужно было написать, какие курсы проходили в последнее время и какие темы в целом интересны. Задача других участников — предложить автору новые обучающие программы на основе его увлечений и опыта. Обязательное условие — написать не менее 3 комментариев, поставить лайки другим постам.

Секреты эффективных онлайн-курсов на курсе «Методист в онлайн-обучении»

  • Тестирование инструментов

Сделать картинку в разных графических редакторах, сравнить работу skype и zoom, настроить рекламу в сервисах от Yandex и Google — такие задания позволяют перейти к практике. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В финале участники делились опытом пользования инструментами и рекомендовали лучшие из них.

Обсуждения бывают продуктивными, ведь у новичков часто возникают вопросы, а опытные участники могут выступать экспертами в теме. Например, кому-то помогают разобраться с работой сервиса или подобрать нужный вариант под его запрос.

Пример: Задания этого типа я встречала в курсе «Учим английскому онлайн» на FutureLearn. Там давалось 3 различных сервиса для общения на онлайн-уроке или для создания тестов, предлагалось в каждом поработать и написать, какой лучше и почему.

Секреты мастерства опытных методистов на курсе «Методист в онлайн-обучении»

  • Задания на креативность

Нестандартные вопросы или игры не дают заскучать на курсе. Хороши для поддержания групповой динамики, когда креативную работу выполняет группа студентов, например, общаясь в zoom или Facebook. Коллективное решение задачи или командная презентация проекта могут дать любопытные результаты, особенно если в группе собрались люди из разных стран, с отличным друг от друга бэкграундом.

Пример: В курсе по педагогическому дизайну на Openlearning нужно было придумать тему для урока. Затем автоматически выбирался вспомогательный инструмент, с помощью которого нужно было ее объяснить. Ручка, бумажный самолетик, часы становились героями для объяснения основ физики, программирования и экономики. Работа была индивидуальной, свою идею нужно было описать. Ответы остальных были доступны для просмотра и комментирования.

  • Проектная работа

Легче довести обучение до конца, если к финальному модулю ты разработаешь готовый проект, который можно использовать или указать в портфолио.

На протяжении всех модулей курса выдаются отдельные задания, которые постепенно подводят к готовому проекту, от постановки целей до плана по его реализации.

В моей сфере встречаются задания по разработке программы онлайн-обучения, презентации урока. Легко применима проектная работа в курсах по дизайну, программированию, предпринимательству.

Пример: В курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта» на EdMarket можно создать образовательный проект, готовый к запуску на рынок. Выполнение заданий позволяет плавно двигаться от идеи онлайн-курса к “упаковке” и стратегии продвижения.

Интересны курсы Яндекс. Практикум. Например, за 9 месяцев учебы на курсах для web-разработчиков участники создают для своего портфолио одностраничный и динамические сайты, музыкальное веб-приложение. Из англоязычных много внимания проектным курсам уделяют на платформах Udacity, OpenLearning.

  • Награды

Людей увлекает возможность получить бейдж, дополнительные закрытые материалы, консультацию или сертификаты. Соревновательный элемент также повышает мотивацию дойти до финала и победить.

Для тех, кто ищет награды серьезнее, существуют онлайн-курсы, где можно повысить квалификацию, получить сертификат о прохождении курса, который будет зачтен вузом или способствует развитию карьеры.

Пример: Бейджи за активность я встречала в корпоративном курсе на базе СДО ISpring. За выполненные задания начислялось по 10 баллов, баллы влияли на рейтинг.

С сертификатами примеров больше — сейчас сложнее найти платформу, на которой возможности получить «корочку» нет. На русскоязычной OpenEdu можно получить сертификат для зачета в ВУЗе, заплатив за контрольные испытания в режиме идентификации личности. На Coursera, FutureLearn и других платформах можно пройти специализации, платно получить сертификаты и дипломы от ведущих вузов, например, Стэнфорда, Лидса, Кембриджа.

Что еще почитать?

Как мотивировать учиться онлайн?

7 ошибок в работе с контентом в онлайн-обучении

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Другие статьи