Запомнить все: как учиться эффективнее?

Что кроме тестов и «домашек» можно придумать, чтобы перевести новые знания из краткосрочной памяти в долгосрочную?

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

программный директор EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Чтобы помочь учащемуся запомнить новую информацию, мы придумываем итоговые и промежуточные тесты, домашние задания. Какие еще инструменты и приемы помогут запомнить максимум из изученного?

1. Научите учиться

Умение учиться — навык, который стоит сформировать. Научите слушателей онлайн-курсов вести учебные тетради или конспекты, фиксировать идеи и вопросы. 

Можно попросить учащихся поделиться отзывом о теме занятия (в чате, на форуме, в соцсети). Это может быть просто инсайт, цитата, три самых важных вещи из занятия и т.д. Можно попросить поделиться конспектами, чтобы другие учащиеся их увидели и тоже заинтересовались таким способом «переваривания» новых знаний. 

Например, один из студентов курса «Руководитель онлайн-школы» делает пометки на планшете по слайдам презентации. 

Другая студентка (курс «Продюсер онлайн-курсов») ведет рукописные конспекты.

Вы также можете предложить студентам удобную программу для фиксации идей. Например, многие слушатели курсов EdMarket работают с MindMap. 

2. Связываете новую информацию с тем, что уже известно

Давая новые сведения, покажите, как они связаны с тем, что студент уже знает. Например, вы можете обратиться к опыту студентов. Или к темам, которые были пройдены недавно.

Чтобы актуализировать знания, можно запустить опрос, анкету или даже конкурс. 

Узнайте, как создавать востребованные онлайн-курсы на курсе «Методист онлайн-курсов».

3. Подавайте новую информацию в виде микроблоков

Приемы микрообучения помогают студентам лучше запоминать материал. Как правило, такие курсы устроены, как своеобразный тренажер с небольшой, но постоянной нагрузкой. Например, студент может получать небольшие уроки каждый день или раз в неделю. Важно, чтобы микроблок содержал одну идею, не больше. 

Подробнее о микрообучении вы можете прочесть в статье

4. Обсуждайте идеи со студентами во время обучения

Задавайте студентам вопросы во время обучения новой теме и поощряйте их высказываться и спорить. Те, кто станет активными участниками дискуссии, запомнят новую информацию лучше, поскольку свяжут ее со своим опытом.

5. Создавайте образовательную среду 

Продумайте такой процесс обучения, в котором будут различные напоминания, активности, рассылки, «ярлыки» для погружения человека в тему, которую он изучает. Например, слушатели курсов EdMarket:

  • общаются в чатах в Telegram, где обсуждают опыт обучения, задают вопросы экспертам, участвуют в опросах
  • получают рассылки с полезными дополнительными материалами
  • получают приглашения на бесплатные образовательные мероприятия (кроме, тех, что входят в курс).

Учим востребованных специалистов на курсе «Методический директор онлайн-школы».

6. Организуйте цепочку контроля знаний

Регулярно проверяйте знания студентов, чтобы слушатели онлайн-курсов привыкали обращаться к новой информации. Алгоритм может быть такой:

  • небольшой тест или опрос после каждого урока
  • итоговая работа после обучения на курсе
  • контроль через месяц или три после обучения.

7. Включайте практические задания

Лучше всего позволяет перенести знания в долговременную память реальная практика. Включайте в курс практические задания, регулярно добавляйте новые кейсы, рассказывайте о новых ситуациях, с которыми столкнулись люди, прошедшие обучение. Это можно делать с помощью отдельных блоков в курсе, а также с помощью рассылок или сообщений в чате или на форуме.

8. Подготовьте дополнительные материалы

Это могут быть конспекты занятий, интеллект-карты, подборки книг и дополнительных источников. Вы можете помочь студентам структурировать материалы и предложить им, скажем, чеклисты, к которым удобно обращаться, чтобы воскресить в памяти содержание урока.

Например, студенты курсов EdMarket получают саммари каждого урока: небольшой конспект основных идей занятия, который помогает не пропустить ничего важного.

9. Предложите слушателям анкеты обратной связи

Или другим способом позвольте им отрефлексировать полученную информацию. Например, можно задать вопрос, что из изученного они смогут применить уже завтра. 

Что еще почитать?

Как научить маму пользоваться WhatsApp?

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

Как проектировать онлайн-курс: 4 модели педагогического дизайна

Другие статьи