Минимальная команда для запуска онлайн-проекта

Сколько супергероев нужно, чтобы спасти мир? Каждый блокбастер дает на это свой ответ. Сколько человек нужно, чтобы запустить онлайн-курс и не выйти в кассовый разрыв? Давайте посчитаем вместе.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Один в поле не воин

Администратор онлайн-школы — EdMarket

Один из самых частых вопросов от начинающих игроков рынка онлайн-образования звучит так: можно ли запустить онлайн-курс в одиночку? Короткий ответ: «Да, но это потребует слишком больших затрат ресурсов».

Предположим, что у вас есть экспертиза в том или ином вопросе, и вы хотите создать онлайн-курс, чтобы поделиться знаниями с людьми. И немного заработать. 

Чтобы о вашем курсе узнали не только близкие и знакомые, вам будет нужно:

  • проанализировать рынок (оценить спрос на ваши услуги и какие конкуренты уже работают в сфере)
  • разработать продукт (выбрать, кого, чему и как вы собираетесь учить. Создать программу курса, уроки в нужном формате, продумать и сделать дополнительные материалы)
  • продумать маркетинговую стратегию (а сюда входят рекламные сообщения, лендинг или группа в соцсетях, куда вы будете вести потенциальных покупателей, воронка продаж, контентная стратегия для «прогрева» аудитории)
  • настроить продажи.

Чтобы справиться с таким списком задач в одиночку, нужно обладать компетенцией и навыками в очень разных сферах. А кроме того, располагать большим запасом времени. Ну или оставить привычку спать по ночам. 

Если вы никогда не занимались написанием текстов, созданием программ для онлайн-курсов, настройкой маркетинговых воронок, лучше оставить попытки завоевать мир в одиночку. И собрать небольшую команду специалистов, которые вместе с вами пройдут путь от идеи онлайн-курса до успешного старта образовательного проекта. 

Учим запускать успешные проекты на курсе «Руководитель онлайн-школы».

3 совета на старте

  1. Найдите партнера, чтобы погружаться в новую сферу было не так страшно

Работа над онлайн-проектом требует времени и сил. Чтобы не растерять мотивацию и не сдаться на середине пути, найдите единомышленника, с которым вы будете вместе стремиться к цели. В идеале это должен быть человек:

  • готовый взять на себя задачи, в которых вы не сильны. Например, если вы умеете преподавать и готовы заняться созданием программы, то ваш партнер может взять на себя продвижение образовательного продукта. 
  • умеющий соблюдать дедлайны и выполнять договоренности. 

Найти такого можно среди знакомых. А можно познакомиться с будущим партнером на специализированных конференциях, мастер-классах. Или во время обучения. 

  1. Обсуждайте договоренности «на берегу»

Еще до начала работы над проектом договоритесь о зонах ответственности, обсудите дедлайны и решите, как будете делить интеллектуальную собственность в случае прекращения сотрудничества. И зафиксируйте договоренности в виде договора.

  1. Не «раздувайте» штат. Особенно на старте

Зарплата сотрудников — очень весомая графа расходов для любого начинающего проекта. Собрав большую команду, вы рискуете быстро уйти в минус и никогда не выбраться из него.

Кто есть кто в команде образовательного онлайн-проекта?

Итак, ваша задача — собрать команду, которой по силам запустить онлайн-курс. Давайте разберемся, какие задачи должны решать эти люди. 

Итак, в минимальной команде, работающей над онлайн-курсом, должны быть:

А) Руководитель онлайн-проекта

Экспертиза от преподавателей известных онлайн-школ рунета при обучении в EdMarket

Человек, которых принимает основные решения по развитию и росту проекта. Именно руководитель:

  • выбирает нишу для онлайн-школы и проверяет идеи онлайн-курсов
  • разрабатывает стратегию развития проекта
  • управляет командой и запусками новых курсов
  • составляет бизнес-план
  • участвует в создании маркетинговой стратегии.

Руководитель, как правило, обладает стратегическим мышлением, умеет настраивать работу команды и делегировать обязанности (жизненно необходимый навык, без которого руководитель быстро сляжет от перегрузок). 

Желающих глубже погрузиться в задачи руководителя уже ждут статьи:

Как выбрать нишу для старта в онлайн-образовании?

Как составить бизнес-план для начинающей онлайн-школы?

7 лайфхаков для запуска проекта в образовательном бизнесе

Б) Методист

Менторинг от экспертов EdMarket

Методист — это специалист, который проектирует онлайн‑курсы и учебные программы, а также создает мотивирующую образовательную среду. В его задачи входит:

  • анализ рынка и запроса целевой аудитории (именно он формирует цели и задачи онлайн-курса)
  • работа с экспертом над созданием программы
  • «упаковка» контента в онлайн-курс
  • создание образовательной среды (например, организация учебных чатов, библиотеки знаний)
  • контроль результатов, анализ статистики и отзывов, доработка онлайн-курсов. 

Методисту важно мыслить системно, разбираться в принципах андрагогики и педагогического дизайна, уметь организовывать себя и других. 

Три статьи для тех, кто хочет узнать о задачах методиста чуть больше:

Как создать программу онлайн-курса: 7 советов

7 ошибок в работе с контентом в онлайн-обучении

Как мотивировать учиться онлайн?

В) Эксперт

Продюсирование курса: от идеи до реализации

Носитель знаний по теме обучения и ведущий занятий. 

Эксперт в онлайн-обучении:

  • составляет план занятий и готовит презентации (если, например, речь идет о вебинаре)
  • составляет упражнения и домашние задания для студентов
  • проводит занятия
  • проверяет домашние работы (иногда эту часть работы берет на себя куратор или тьютор)
  • отвечает на вопросы студентов в чате. 

Еще чуть подробнее о задачах эксперта можно прочесть в статьях:

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов внимания на вебинаре

Чеклист для начинающих спикеров: инструкция по выживанию

Как избавить преподавателей от “проклятия знаний”?

Г) Маркетолог

Администратор онлайн-школы — EdMarket

Специалист, который возьмет на себя продвижение продукта. Это значит, что он:

  • изучает рынок, конкурентов, ниши, чтобы сделать позиционирование продукта понятнее
  • разрабатывает Уникальное Торговое Предложение (формулирует, чем вы отличаетесь от конкурентов и почему среди множества возможностей клиенты должны выбрать вас)
  • создает воронки продаж (ведет клиента к покупке)
  • занимается контент-стратегией (разрабатывает контент, который будет “греть” клиента и поможет ему определиться с выбором).

Расскажем, как повысить продажи на курсе «Руководитель по продажам в онлайн-школе».

Маркетолог, как правило, хорошо работается в ситуации многозадачности, следит за современными трендами, активно применяет новые инструменты и экспериментирует с форматами. 

Чтобы узнать о больше о задачах маркетолога, посмотрите статьи:

5 секретов бесплатного продвижения онлайн-курсов

Как продавать образовательные продукты?

9 лид-магнитов для воронки продаж в онлайн-образовании

Несколько важных вопросов

  • И это все?

Не совсем:) Вам также на старте могут понадобиться копирайтер (для написания рекламных текстов и контентных материалов), специалисты по e-mail-рассылкам, лендингам, smm, менеджер по продажам.

На старте лучше не принимать их в штат, а найти специалистов на part time. Или заказать работу разово у фрилансеров. 

  • Руководитель, методист, эксперт, маркетолог… Получается, что минимальная команда проекта состоит из 4 человек?

Не обязательно. На старте один специалист может совмещать несколько ролей. Например, руководить онлайн-школой и заниматься продвижением. Или совмещать задачи методиста и эксперта. Получается, что минимальная команда проекта может состоять из 2-3 человек, которые на старте берут на себя очень разные задачи.

Другие статьи