Три ошибки создателей курса. От каких провалов спасают исследования и MVP?

3 критических ошибки, которые можно совершить, запуская продукт на рынок.

Александр Купцов

генеральный директор Фонда развития онлайн-образования, спикер практической конференции по онлайн-образованию EdMarket Lab

Не учитывать потребности рынка

Первая ошибка — команда выпускает не тот продукт, который нужен аудитории и рынку, а тот, который она может сделать. Здесь и возникает проблема – если вы отталкиваетесь от ваших возможностей, а не от потребностей рынка, то продажи вашего продукта будут в два-три раза ниже. Ваша экономика не «сойдется», и все партнеры будут деморализованы.

В начале разработки каждого обучающего продукта нужно обязательно проводить customer development, чтобы понимать, какую аудиторию нужно привлечь, и проанализировать практику конкурентов. Отсутствие предварительной исследовательской работы может обойтись компании очень дорого. Именно по этой причине у нас «не взлетели» несколько проектов.

Еще больше о принципах создания эффективного онлайн-курса — на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта», который стартует 12 ноября.

Слишком дорогой продукт

Вторая ошибка — сразу пытаться делать большие, долгие и дорогие проекты. В этом случае вы рискуете потратить слишком много ресурсов.

Первый курс можно сделать в формате вебинаров, собрав лендинг на Tilda и запустив на 50 тысяч рублей пробной рекламы. А можно вложиться в дорогой студийный продакшн, снять студию за миллион рублей, нанять команду из десяти человек, организовать производство и оплатить труд преподавателей. Это будут два совершенно разных продукта: первый можно окупить за два месяца, а второй и за два года можно не «отбить».

Нужно очень четко понимать суть MVP (минимально жизнеспособный продукт): образовательный продукт в первую очередь должен нести образовательную функцию. Задайте себе вопрос: какие элементы на лендинге или вашем видео — украшательство, а какие — необходимость? Нам повезло: рядом с нашим офисом находится продакшн-студия, которая делает все очень эффективно и недорого.

Основной принцип нашей бизнес-модели: мы делим риски по окупаемости курса с авторами и партнерами. Никогда не платим гонорары и не выкупаем права, а разделяем будущие вырученные средства с авторами и партнерами. Собственно, если курс «взлетел», то выигрывают от этого все. Если нет, то потери понесут тоже все. Если вы планируете сделать дорогой курс по специализированной узкой теме, будет мудрее начинать «собирать» его в одиночку, в «ручном режиме» и постепенно наращивать качество.

Слепо верить в предыдущий опыт

Третья ошибка – это слепо верить в предыдущий опыт. Как это бывает? Когда-то мы делали образовательные продукты для платформы Coursera. Это были большие курсы длиной от трех месяцев до полугода, с большим количеством дорогих красивых видео.

Позже мы начали расширять линейку продуктов за рамками этой платформы, и оказалось, что не всем нужен такой продукт, а другие провайдеры более экономно подходят к производству – делают небольшие (недельные, месячные) курсы. Кто-то использует в обучении только вебинары и считает, что только так можно добиться успеха, кто-то обучает только через интерактивные симуляторы. Быть ярым приверженцем любимого подхода и отвергать все эффективное, что происходит рядом с тобой, — смерти подобно!

Запуская курс, посмотрите, какие механики используют другие игроки рынка. Одну и ту же образовательную цель можно решить и с помощью видео, и с помощью симуляторов, и с помощью вебинаров. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Если вы выбираете вебинары, будьте готовы к тому, что вам придется постоянно читать лекции от запуска к запуску, то есть ваши преподаватели должны будут делать это на регулярной основе. Симуляторы гораздо эффективнее, но их разработка дорого стоит. Рассматривайте все технологии и методики, которые появляются на рынке, мониторьте практики конкурентов и крупного бизнеса, посещайте конференции по онлайн-образованию.

Подписывайтесь на наши статьи
Подписаться