Как помочь слушателю онлайн-курса дойти до финала обучения?

Секреты мотивации в онлайн-обучении. 

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

методический директор EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Довести до финала. Зачем?

Невозможно представить себе обучение, проектируя которое методист не задумывается над системой мотивации, не продумывает ее, чтобы помочь студентам дойти до конца обучения. 

Почему для нас это важно? Почему доходимость ключевая метрика для методиста онлайн-курсов? Потому что это показатель того, что студент получил то, за чем он пришел на обучение: приобрел навыки, полезные привычки, получил документ, который поможет ему найти работу. Студент достиг того, к чему стремился, а значит в соцсетях, различных чатах и группах он расскажет, что курс был для него полезен, что он получил результаты и, например, уже нашел работу или получил повышение, или научился больше успевать и лучше организовывать время. Заработает «сарафанное радио», и на ваш курс запишутся другие студенты, вдохновленные «историями успехов» выпускников. 

Однако дойти до финала обучения особенно длительного непросто. Студенту придется искать в плотном графике время для занятий, укладываться в дедлайны, прикладывать усилия, чтобы разобраться в сложных темах. Его мотивация будет меняться во время всего обучения, и задача методиста поддержать учащегося на всех этапах пути. 

Давайте посмотрим, как выстроить систему мотивации, чтобы помочь слушателю онлайн-курса дойти до финала.

Каждый студент индивидуален, но если посмотреть на групповую динамику, можно выделить три точки, в которых мотивация снижается и требует вашей поддержки. Это начало обучения, середина и отрезок перед финалом. 

До начала обучения

Еще до старта обучения стоит выяснить ожидания студентов. Сделать это можно:

А) с помощью интервью. Если ресурс позволяет, на старте поговорите с каждым студентом, выяснить их ожидания от обучения, их запрос, цели, опыт онлайн-обучения и опыт по тому направлению, которому они будут учиться.

Б) с помощью входных анкет. До начала обучения попросите студентов заполнить анкеты и выясните их ожидания. 

Как использовать полученные данные? Из анкет или индивидуальных интервью вы можете выделить самые любимые цели студентов и обсудить их во время вводного занятия. Это также возможность скорректировать учебную траекторию, чтобы студенты получили тот результат, за которым пришли. 

Но анкеты полезны и для самих студентов. Когда они формулируют цели обучения, они создают для себя «морковку», за которой они будут идти и которая будет их мотивировать. 

Начало обучения

Конспекты студента EdMarket. 

В начале обучения важно помочь слушателям курса стартовать. На ваш курс могут прийти люди, которые не учились онлайн раньше, люди, которые не уверены, правильно ли они выбрали направление обучения. Студенты оказываются в незнакомой среде. Ваша задача как методиста показать, что среда безопасна и что здесь студенты смогут задавать вопросы и найдут поддержку.  А также что обучение им подходит и поможет достичь поставленных целей. Эти задачи можно решить во время вводного занятия. На нем вы расскажете:

  • как устроена образовательная среда. Где студент найдет учебные материалы, где учебные чаты, куда можно написать, когда что-то пошло не так. Например, в курсах EdMarket есть «Навигатор студента», где подробно описана вся среда со ссылками, контактами кураторов, ответами на вопросы, которые студенты задают чаще всего. 
  • как устроен образовательный процесс. Когда проходят вебинары, есть ли каникулы, когда нужно сдавать домашние задания и сколько времени обычно уходит на их проверку. 
  • как устроен курс. Почему темы следуют одна за другой в определенном порядке? Какой результат получат слушатели от изучения каждой темы? Какой финальный результат ждет их в конце? Очень полезно предоставить студентам дорожную карту курса, чтобы они могли оценить, какой путь им предстоит проделать. 
  • сколько времени займет обучение. Например, на курсах EdMarket мы говорим, что вебинары проходят по вторникам и четвергам и занимают 1,5 часа. Их можно смотреть в записи, если вы не успели на прямой эфир. На выполнение домашнего задания будет уходить от получаса до часа. 

Помогите слушателям оценить нагрузку на старте и включить в расписание занятия на курсе. 

  • как учиться онлайн. Очень полезно поговорить о том, как получить от онлайн-занятий максимум пользы. Возможно, вам придется бороться с представлением, что слушать лекции можно в фоновом режиме, параллельно занимаясь домашними делами. К сожалению, это не работает.

Чтобы получить от обучения результат, нужно пропускать информацию через себя, перерабатывать ее. Полезно вести конспекты электронные или записывая от руки — чтобы запоминать новую информацию. 

Что еще вы можете сделать, чтобы помочь слушателям преодолеть первый барьер на пути к новым навыкам и знаниям? Вот какие дополнительные инструменты используем мы:

  • проектное обучение

На курсах EdMarket студенты работают над проектами онлайн-курсов создают свои курсы, проходят стажировки в образовательных компаниях или работают над учебными проектами. В любом случае работа над проектом становится дополнительной мотивацией это интересная задача и возможность уже во время обучения получить реальный результат: курс, который затем можно запустить на рынок, или кейс для портфолио. 

  • учебная тетрадь

В ней студент может вести конспекты, формулировать цели обучения, отвечать на вопросы для самопроверки. 

Еще по теме: О чем рассказать на первом занятии онлайн-курса?

Первая домашняя работа

Иногда студенты буксуют на этапе, когда нужно сдать первую-вторую домашнюю работу. Хотели сделать идеально а в результате пропустили дедлайн, разочаровались в себе и обучении и теперь всерьез задумываются, стоит ли продолжать. 

Как не допустить такой ситуации?

  • первая домашняя работа должна быть несложной и не требовать продолжительного времени для выполнения. От нее учащийся должен получить эмоцию «Я молодец и отлично справляюсь!»
  • в курсе может быть куратор, который напишет лично буксующим студентам и поможет преодолеть барьер неуверенности. Элементы индивидуального сопровождения и поддерживающая обратная связь помогают учащимся поверить в свои силы. 

Середина обучения

Из анкет студентов. 

Итак, студенты разобрались, как устроен курс, преодолели первый барьер и успешно учатся. Однако к середине курса накапливается усталость, студента одолевают домашние и рабочие задачи, сил и времени на обучение все меньше, и мотивация может упасть. Как поддержать студентов на этом этапе?

  • организуйте в курсе поддерживающую обратную связь. Например, на курсах EdMarket работают тьюторы, которые проверяют домашние задания студентов. В каждой работе они обязательно отмечают, что удалось, хвалят и только потом мягко указывают на моменты, которые можно улучшить. Тьютор может написать такой отзыв, что у студента вырастут крылья и он забудет об усталости. 
  • запланируйте в длительном обучении каникулы, за которые студент может подтянуть «хвосты» и немного отдохнуть. 
  • покажите студентам, как много они уже сделали и что до финального результата рукой подать. 
  • предложите заполнить анкету мотивации. В ней можно еще раз сфокусировать студента на целях, предложить проанализировать свое состояние и уровень мотивации. Важно в этой рефлексии показать студенту, что результаты обучения — это и его ответственность тоже. Сделать это можно с помощью вопросов: «Что мне помогает учиться?», «Что мешает?», «Чем я могу помочь себе?», «Чем мне может помочь организатор обучения?»

Перед финалом обучения

Фрагмент онлайн-защиты диплома. 

На этом этапе стоит:

  • еще раз напомнить студентам, что нужно, чтобы закончить обучение и получить документ об окончании или другой желаемый результат
  • подробно рассказать, как происходит сдача финального задания по курсу (дипломирование). Например, в EdMarket есть защита дипломов небольшие онлайн-выступления, где студенты представляют свои проекты. Если ваш курс устроен так же, не забудьте показать студентам примеры выступлений, примеры дипломов, образцы документов, которые они получат. 

Почему в статье я не говорю о геймификации и мотивации с помощью баллов, уровней и других элементов? Потому что, на мой взгляд, работа с внутренней мотивацией студента — когда вы фокусируетесь на результатах обучения и важности этих результатов дает более долгосрочный эффект для взрослой аудитории учащихся эффект, чем мотивация внешняя, построенная на соревновании. 

Это не значит, что геймификацию в онлайн-обучении использовать не стоит. Можно включать такие игровые элементы, которые помогут достичь учебных целей. Например, в курсах EdMarket у нас есть награда для лучшего студента. Тот, кто выполнил все задания и справился быстрее других, получает в подарок дополнительный модуль или мастер-класс. То есть награда ведет к результатам обучения, а не уводит в сторону. 

Надеюсь, мои мысли помогут вам выстроить гармоничную систему сопровождения на курсе и помочь как можно большему числу студентов достичь результатов. 

EdMarket готовит востребованных специалистов на курсе «Методист онлайн-курсов».

За 3 месяца обучения на курсе вы:

  • создадите проект курса от идеи до программы и фрагмента занятия
  • приобретете профессию с нуля
  • пройдете стажировку в одной из образовательных компаний или поработаете над учебным проектом и получите проект в портфолио.

Узнать подробнее о курсе

Другие статьи