Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Анастасия Карпова — о том, чем на самом деле живет рынок онлайн-образования.

Проектируем онлайн-курс, Анастасия Карпова

Анастасия Карпова

руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Мне захотелось начать этот разговор потому, что каждый день в сети я сталкиваются с рассуждениями, что нет ничего проще, чем запустить собственную онлайн-школу. Что, войдя на рынок российского онлайн-образования, вы сможете путешествовать 9 месяцев в году, забудете про нудную офисную работу и начнете жить без бед и тревог.

Давайте разберемся, почему эта радужная картина далека от реальности.

Миф 1. Бизнес под пальмой

Многие представляют, что, запустив свою онлайн-школу, смогут путешествовать, работать из любой точки мира, проводя не более 2-3 рабочих часов за ноутбука. Конечно, приятная картинка: вы заканчиваете рабочие дела, рядом плещется море, скоро вы отправитесь на экскурсию, а пока вы отдыхаете, на ваши курсы будут сыпаться все новые и новые заявки — только успевай обрабатывать.

В действительности все происходит не так. Начать с того, что вы вряд ли сумеете настроить бизнес-процессы так, чтобы работать удаленно, если только вы не руководитель удаленной команды сотрудников. А кроме того, образовательный стартап будет требовать куда больше времени, чем 2-3 часа. Вам придется решать рабочие вопросы не меньше 8-9 часов в день, а в начале пути вряд ли получится работать меньше 10-12 часов. Вы захотите проводить это время под пальмой, где вряд ли есть хороший wi-fi? Или дома/в коворкинге, где все приспособлено для удобной работы.

Как запустить с нуля свою онлайн-школу? Расскажем на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

Миф 2. Минимальные затраты

Это не совсем так. Вы, возможно, сэкономите, отказавшись от аренды офиса, но другие затраты никуда от вас не уйдут. Вам придется тратиться на зарплаты сотрудников, гонорары преподавателей (за проведение вебинаров, создание уроков — по факту, это аналог затрат на производство).

Миф 3. Прибыльность с первого дня

Хочется, конечно, запустить онлайн-курс и, набрав первую же группу, выйти в плюс. Но такое бывает редко. Гораздо реалистичнее, что ваше движение будет напоминать график справа.

На старте приходится проверять гипотезы, дорабатывать продукт (если вы выпустили на рынок MVP — минимально жизнеспособный продукт), проводить анализ целевой аудитории, чтобы уточнить запрос.

Поэтому, запуская онлайн-курс, лучше иметь финансовую «подушку безопасности» на запуск и продвижение вашей онлайн-школы.

Миф 4. Обучать может каждый

Каждый из нас в чем-то эксперт. Так почему бы не начать делиться своими знаниями и получать от этого прибыль?

Рассуждая таким образом, многие задумываются над созданием своей онлайн-школы. Но давайте остановимся на двух вопросах. Во-первых, не факт, что ваши знания так редки, что люди готовы за них платить. В сети много бесплатного контента, да и конкуренция среди образовательных проектов высока.

Во-вторых, без специалиста, который умеет выстраивать образовательные технологии, продумывать программу, заниматься педагогическим дизайном, вы вряд ли сможете создать ценный продукт. Чтобы проектировать качественные онлайн-курсы, вам придется либо найти такого специалиста, либо самому им стать.

Ключевое в онлайн-образовании — трансформация слушателя, переход его из точки «А» в точку «Б», когда он может заявить: «Раньше я поступал так, а теперь научился делать иначе, более эффективно». Как спроектировать курс, чтобы человек получал навыки? Вам необходимо ответить на этот вопрос, чтобы создать качественное онлайн-образование.

Миф 5. Я запущу онлайн-курс, и будет моя онлайн-школа успешно работать и приносить доход

Что предполагает эта точка зрения? Что, запустив единственный онлайн-курс, я буду легко набирать слушателей на каждый поток и жить припеваючи.

Как происходит на самом деле? Вы, возможно, наберете слушателей на первый поток курса, но уже второй набор дастся тяжелее. Третий — еще тяжелее. Уже все заинтересованные из вашего окружения уже прошли онлайн-курс, а постоянно привлекать новых слушателей через рекламу — очень дорогое удовольствие.

Поэтому чем дольше вы сможете удерживать клиентов, тем лучше. Для этого понадобится продуманная линейка курсов, запуск образовательных проектов для разных целевых аудиторий и разных задач.

Миф 6. Сделаю лендинг, немного вложусь в рекламу, и будет мне счастье

К сожалению, привлечение клиентов — процесс дорогой и нелинейный. В среднем решение о покупке потенциальный слушатель онлайн-курса может принимать 1-6 месяцев. И все это время вы будете присылать ему полезный контент — приглашать на бесплатные вебинары, дарить авторские материалы. Просто затем, чтобы он не забыл о вашем существовании.

Успешная онлайн-школа имеет подписную базу, которую постоянно прогревает полезными материалами. И набирается эта база не за день и не за два.

Миф 7. Найму маркетолога, и все будет хорошо

На самом деле продвижение и позиционирование вашего образовательного продукта вряд ли получится доверить целиком и полностью маркетологу. Вам как руководителю образовательного проекта придется разобраться в интернет-маркетинге, чтобы ответить на вопросы:

  • кто ваша целевая аудитория? какие у нее потребности?
  • какую ценность несет ваш продукт?
  • какое ваше уникальное торговое предложение (УТП)? То есть что отличает ваш курс от многих других?

А как на самом деле?

На самом деле алгоритм запуска онлайн-школы выглядит примерно так:

  1. Выбор ниши и оценка емкости рынка.
  2. Определение целевой аудитории и ее исследование (customer development).
  3. Анализ конкурентов.
  4. Формулирование «проблемы-решения-УТП».
  5. Разработка линейки продуктов.
  6. Запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта)
  7. Составление бизнес-модели.
  8. Расчет финансового плана.
  9. Сбор команды.
  10. Выбор программного обеспечения.

Если вы начинаете ваш образовательный проект с нуля, на путь от идеи до старта первого курса у вас уйдет не меньше 4-5 месяцев.

Не стоит убеждать себя, что онлайн-образование — это «возможность зарабатывать, не напрягаясь». Правда в том, что на создание и продвижение онлайн-школы потребуются ресурсы: финансовые, человеческие, эмоциональные. Но правда и в том, что российский рынок онлайн-образования — это интересная растущая ниша, которая ждет людей, мечтающих создавать качественные курсы и менять мир к лучшему. И для таких работа на этом рынке станет удовольствием и возможностью найти себя.

На рынке онлайн-образования вы также сможете собрать команду классных специалистов, каждый из которых хочет приносить пользу, делать что-то значимое. А с такой мотивацией люди готовы горы свернуть.

Другие статьи