Как стать №1 в вашей сфере?

В рубрике «Пятничный EdMarket» — книга Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Как стать №1 в любой сфере? На самом деле алогритм несложен и понятен. Игорь Манн в книге «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») предлагает такие шаги, которые приведут вас к успеху:

  1. Поставить цель.
  2. Сделать аудит самого себя.
  3. Постоянно заниматься личным и профессиональным развитием
  4. Добиваться высоких результатов в том, что вы делаете
  5. Регулярно заниматься продвижением бренда и услуг. 

Выбрали для вас из книги советы, которые помогут стать признанным экспертом в своей отрасли. 

Хотите стать №1 в онлайн-образовании? Ждем вас на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Как стать лучшим в своей сфере?

Шаг 1. Поставить цель

Например, «стать №1 в своей отрасли» — неплохая и мотивирующая цель. Еще лучше, если цель, которую вы выберете:

  • будет вас вдохновлять и «зажигать». Вы должны быть готовы упорно работать ради достижения цели, потому что она того стоит
  • будет амбициозна. Выбирайте цель, достичь которую непросто (но возможно)
  • будет сформулирована по SMART. То есть будет конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной во времени
  • будет всегда у вас перед глазами. Подойдут заставка на компьютере или телефоне, лист бумаги, прикрепленный на видном месте, картонка размером с визитную карточку в кошельке. Если вы будете видеть цель по меньшей мере раз 100 за день, проигнорировать ее будет невозможно. 

Шаг 2. Проведите аудит самого себя

Чтобы достичь цели, для начала нужно понять, в какой точке вы находитесь сейчас. Какой путь вам предстоит? Какие ресурсы для него есть, а какие предстоит приобрести?

Определиться поможет SWOT-анализ. Нарисуйте на листе квадрат, разделите его на 4 части и напишите в углах «мои сильные стороны» (S), «мои слабые стороны» (W), «мои возможности» (О), «угрозы для меня в настоящий момент» (Т). А затем честно заполните поля.

Помните, что вам нет смысла врать самому себе, поэтому трезво оцените, что вы уже умеете делать хорошо, а какие способности только предстоит развить. 

Если вы хотите стать №1, это не означает, что от всех недостатков и слабостей вам предстоит избавиться. Например, если умение писать — не ваша сильная черта, вы можете потратить время и деньги, чтобы научиться этому. А можете нанять специалиста, который возьмет эту часть работы на себя.

А вот если ваша слабая сторона — публичные выступления, придется работать над собой. Не выступать публично и все-таки стать признанным экспертом вряд ли получится. 

И помните: время работает против вас. Поэтому начинайте двигаться к цели как можно раньше.

Шаг 3. Занимайтесь личным и профессиональным развитием

На предыдущем этапе вы определились с направлениями, которые вам предстоит развивать. Начните с одного, самого важного для вас.

И помните, развитие любого навыка требует системности. Например, если вы хотите выучить английский язык, учтите, что вам предстоит: а) регулярно (лучше каждый день) говорить по скайп с носителями языка, б) читать по несколько страниц английского текста каждый день, в) смотреть фильмы и сериалы на английском языке хотя бы по 30-40 минут в день. Это займет не меньше 1,5 часа вашей жизни. От чего вы готовы отказаться, что найти время на развитие этой привычки?

Кроме развития навыков, самосовершенствование включает:

  • чтение. Автор рекомендует читать по 1 книге в неделю — бизнес-литературу, профессиональную литературу и другие источники, из которых вы можете почерпнуть свежие идеи для своих проектов
  • путешествия. Любое путешествие помогает перезагрузиться и взглянуть на ситуацию по-новому. 
  • нетворкинг. Знакомьтесь с людьми — как специалистами в вашей сфере, так и просто с интересными собеседниками. Будьте грамотным слушателем, и вы получите множество идей для развития. 

Запустите свою онлайн-школу уже во время обучения на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Шаг 4. Поработайте над публичной самопрезентацией

Эксперт №1 и выглядит на все 100%. Если что-то в вашей внешности и самопрезентации вам не нравится, самое время поработать над этим. Вам точно по силам:

  • заняться спортом, чтобы фигура и здоровье пришли в норму
  • нанять стилиста (если есть необходимость), чтобы сформировать презентабельный гардероб. Автор книги вспоминает слова Дональда Трампа «Одеваться нужно не в соответствии с тем, кем вы являетесь сейчас, а в соответствии с тем, кем вы хотите быть»
  • поработать с осанкой
  • привести в порядок онлайн-самопрезентацию. Насколько вашей цели соответствуют ники, аватары и адрес электронной почты? Не получают ли ваши деловые партнеры письма от «бельчонок1980@»?

Шаг 5. Заручитесь поддержкой

Движение к высоким целям требует сил и упрямства. Кто поможет вам сохранить настойчивость в моменты усталости и «перегорания»?

Поддержку могут оказать близкие и друзья, а могут — наставник, специалист, у которого вы перенимаете опыт и учитесь отношению к жизни. 

Шаг 6. Научитесь выступать публично

Этот навык пригодится вам в любом случае, в какой бы сфере вы ни специализировались. Вот несколько советов для публичных выступлений, которые дает автор книги:

  • следите за таймингом. Лучше закончить выступление чуть раньше, чем заставить публику скучать
  • хороший оратор дает советы. На какую бы тему вы ни выступали, говорите о практических вещах, которые слушатели смогут применить
  • меньше говорите о себе и своей компании. Прямую рекламу никто не любит
  • никогда не читайте то, что написано на слайде. Люди в состоянии сделать это сами
  • придумайте яркое название для выступления. И подготовьте доклад, который этому названию соответствует.

И практикуйтесь как можно больше. 

Шаг 7. Цените свое время

Страдаете от нехватки времени? Посмотрите вокруг. Какие процессы в жизни вы можете оптимизировать, чтобы успевать больше? Возможно, меньше проводить времени в соцсетях? Меньше тратить времени на просмотр электронной почты и т.д.?

Вот несколько советов по эффективному тайм-менеджменту из книги, которые могут вам пригодиться:

  • ставьте четкие цели. Ничто так не мотивирует эффективно работать, как дедлайн
  • съешьте «лягушку» как можно раньше. Если у вас в ежедневнике есть небольшие, но неприятные дела, которыми вы не особенно хотите заниматься, не откладывайте их на вечер. Лучше расправиться с такой «лягушкой» с самого утра. Тогда все остальные задачи дня покажутся вам легкими и приятными.
  • ешьте «слона» по кусочкам. Иными словами, разделяйте большую задачу на несколько понятных и несложных шагов. 
  • награждайте себя за достижение целей. Даже промежуточных. 
  • заведите блокнот, в который вы будете записывать интересные идеи и мысли. 
  • делайте мини-перерыв каждые час-полтора работы. И ставьте таймер, чтобы мини-перерыв случайно не превратился в полноценный отдых. 

Шаг 8. Развивайте и продвигайте личный бренд

Вот что для этого понадобится на старте:

  • позиционирование. Создайте короткий емкий текст о том, какой вы специалист и за какими видами услуг стоит обращаться к вам. Когда закончите работу с текстом, обязательно перечитайте его и подумайте, наняли бы вы сами такого специалиста. Текст с позиционированием можно использовать на лендинге, в соцсетях и присылать в ответ на запросы партнеров.
  • портфолио. Соберите все проекты, с которыми вы уже работали, и результаты, которых добились.
  • фотосессия. Бизнес-портреты, выполненные профессиональным фотографом, обязательно пригодятся.
  • отзывы и рекомендации. Не забывайте собирать обратную связь у тех, с кем работаете. И публикуйте ее во всех доступных каналах. 

В книге вы найдете еще много полезных советов (а также чеклистов и алгоритмов) для тех, кто хочет стать признанным экспертом в своей теме. Приятного чтения!

Что еще почитать?

Как начать новое дело в любом возрасте?

Как в 30+ сменить профессию и не пожалеть об этом?

10 привычек счастливого человека

Другие статьи