29.04.2021
|
Как открыть онлайн-школу

Советы новичкам от опытных игроков рынка

Участники Акселератора EdMarket поделились опытом запуска онлайн-школ.
Автор статьи
Михаил Серебрянников
основатель проекта KingStudy 
Автор статьи
Михаил Журавлев
основатель и генеральный директор онлайн-школы испанского языка «Испаника» 
Автор статьи
Александр Кутас
сооснователь компании Business Tools, сооснователь стартапа Swipe LMS 
Автор статьи
Елена Динман
основатель IT-школы Myfreedom 
Автор статьи
Оксана Храброва
основатель онлайн-школы программирования для детей "Кодики"

Как запустить онлайн-курс с нуля и не оказаться в кассовом разрыве? На какие «грабли» лучше не наступать?

Об этом рассказывают руководители онлайн-школ - участников Акселератора EdMarket. 


Михаил Серебрянников, основатель проекта KingStudy

1) Подумайте, кто в вашей команде возьмет на себя аналитику и уже на старте посчитает объем рынка, изучит конкурентов. Если такого человека нет, можно пройти обучение по теме или воспользоваться консалтингом. Это стоит денег, но в итоге вы сэкономите, не потратив ресурсы на заведомо провальные шаги. 

2) Внимательно следите за расходами на старте и в любой момент развития проекта. У нас случилось так, что операционная рентабельность была минусовой, а мы узнали об этом только через 3 года существования проекта. Обязательно следите за цифрами, чтобы не оказаться в кассовом разрыве. 

3) Проведите кастдев, чтобы лучше понимать целевую аудиторию. Мы перепрыгнули этот этап на старте, и спасло нас только то, что я учился за границей и хорошо понимал специфику запроса аудитории — сам когда-то был на их месте. Но делать так я не советую. Поговорите с целевой аудиторией. Изучите, чем занимаются конкуренты. И то, и другое очень важно. 

4) Не гонитесь за новаторскими идеями. Люди не всегда к ним готовы. На старте лучше делать то, что делают другие, и потихоньку добавлять что-то новое. 

Так случилось у нас с развитием онлайн-направления. Когда мы его открывали, мы не делали ставку на него — этот продукт имел очень малый спрос. Наша целевая аудитория тогда были родители в возрасте 50+, и они относились к онлайн-обучению недоверчиво.

Но мы понимали, что придет новое поколение родителей, которые уже понимают эффективность онлайн-образования, поэтому это направление нужно развивать на перспективу. Теперь, во время пандемии, онлайн-обучение стало основным в нашей компании. 

5) Определитесь, кто ваша целевая аудитория, и научитесь отказывать тем, кто в нее не входит.

Когда вы запускаетесь, вы работаете со всеми. Но дальше нужно сегментировать аудиторию и решить для себя: вы работаете для массового рынка? Или предлагаете премиум-продукт? От этого зависит, как вы будете развивать продукт, выстраивать маркетинговые сообщения. 


Михаил Журавлев, основатель и генеральный директор онлайн-школы испанского языка «Испаника»

1) Не пытайтесь запуститься в одиночку

Можно играть одному, но тогда ты будешь просто хорошим репетитором. К развитию бизнеса это имеет очень небольшое отношение. 

2) Рассчитывайте, что вам понадобятся вложения на старте

На старте проекта мы с семьей вложили около 3 млн руб. личных денег и в первый год не брали зарплату и всю прибыль вкладывали в развитие. Это позволило нам через пару лет выйти в инвестиционный ноль и начать зарабатывать. 

Помните: можно экономить на себе, но не на бизнесе. В начале пути любой стартап находится в инвестиционной фазе, и вы неминуемо будете тратить деньги. На этом этапе недофинансируя, вы теряете больше, чем экономите.

Но это не означает, что стоит ввязываться в большие траты. По моему мнению, стартапер должен быть не скупым, но жадным. 

3) Выбирайте готовые системы на старте

Можно стать IT-компанией и заняться разработкой, но создание собственных решений на старте — не всегда хорошая идея. Лучше посмотрите, какие готовые недорогие решения уже существуют на рынке. 


Александр Кутас, сооснователь компании Business Tools, проект Swipe LMS

1) Начиная проект, проговаривайте с партнерами конкретику и подписывайте договор еще до старта

Мы начинали проект с 5 сооснователями. Но затем в процессе работы выяснилось, что двое из партнеров иначе видели условия партнерства. Выяснилось, что, договариваясь и думая, что мы поняли друг друга, мы говорили о разных вещах. Ребята поступили честно и вышли из проекта. Но эта история была болезненной: мы были вынуждены быстро перестраивать процессы, добирать компетенции.

Хотите избежать всего этого? Проговаривайте все нюансы «на берегу» и заключайте соглашения.

2) Изучайте «боли» клиентов. И только затем продвигайте продукт

Как сделали на старте мы? Мы были так влюблены в свое решение, так воодушевлены, что кинулись продавать его всем и каждому. И говорили на встречах: «Посмотрите, какой классный продукт». Но результативность этих встреч была невысокой. И это понятно. Люди не хотят классный продукт. Люди хотят решение своих проблем. И ваша коммуникация с клиентами должна быть об этом, а не о вашем потрясающем продукте.


Елена Динман, основатель IT-школы Myfreedom

1) Изучайте рынок и продумывайте финансовый план до старта проекта. Когда мы запускались, мы так не делали и действовали «на авось». Это провальная стратегия.

Например, в 2007 году, когда мы открывали офлайн-курсы для взрослых, я посчитала, что после запуска мы быстро наберем группы и через год сможем отдать долги. Этого не случилось. Группы набирались медленно, мы жили в большом «минусе» и только благодаря своей энергии смогли «взлететь». 

Лучше не рассчитывать на везение и не жалеть времени на анализ на старте. 

2) Делегируйте и занимайтесь общей стратегией. Моей проблемой долго было то, что я привыкла участвовать во всех процессах. В результате занималась «текучкой», а не стратегией развития, и мы масштабировались медленнее, чем могли бы. 


Оксана Храброва, основатель онлайн-школы программирования для детей “Кодики”. 

1) Продумывайте маркетинг. Когда мы начинали, у нас была иллюзия, что если увеличить бюджет на маркетинг втрое, можно получить втрое больше клиентов. К сожалению, так это не работает. 

2) Работайте с мотивацией удаленной команды. Это очень важно. Когда мы перешли в онлайн-формат, мне казалось, что все процессы настроятся автоматически. Это не так. Думайте, как будете доносить цели и ценности до удаленной команды, как работать с их мотивацией.

Например, мы иногда проводим онлайн-квесты и квизы для команды, практикуем поедание пиццы в Zoom. Это помогает оставаться сплоченным коллективом.

3) Старайтесь запустить проект с минимальными вложениями, чтобы не оказаться в минусе. Например, я для старта не покупала оборудование, а брала в аренду. Искала первых клиентов среди близкого окружения. И только когда протестировала идею курса, начала вкладывать деньги. 

4) Считайте все цифры и метрики. 

Только считая можно управлять процессом.

5) Старайтесь всех сотрудников перевести на KPI — по ключевому конечному продукту

Это поможет в случае, например, пандемии или еще какой-нибудь катастрофы минимизировать риски кассовых разрывов. 

6) Любите то, чем занимаетесь

Только в этом случае дело будет жить долго, несмотря на любые проблемы и препятствия. 

 

Вебинары, которые могут быть вам интересны

Другие статьи

22.06.2021

Курс-сериал: работают ли в онлайн-образовании новые форматы?

Разбираем кейс эксперта-психолога, которая вместе с продюсером запустила курс-сериал с короткими уроками на теплую аудиторию и вышла в прибыль с первого запуска.

Читать →
18.06.2021

Как спроектировать онлайн-урок для старшеклассников

Рассказываем, как подобрать формат, выстроить структуру и учесть технические нюансы.

Читать →
17.06.2021

Пойти работать в найм в онлайн-школу или запустить свою? Можно совместить!

История Марианны Патрушевой, выпускницы EdMarket, которая стала продюсером онлайн-курсов и сейчас ведет 3 проекта параллельно. И это не предел.

Читать →
15.06.2021

Как читать вакансии, чтобы выбрать самые перспективные?

Пособие для соискателей.

Читать →
11.06.2021

Учебный проект VS реальный проект

Как выбрать проект для обучения? Записки студента EdMarket.

Читать →
10.06.2021

Как в 48 лет я получила профессию методиста и начала работать в онлайн-школе

История Ольги Дорониной, выпускницы EdMarket, которая стала методистом онлайн-проекта “Время ЧИТАТЬ”.

Читать →
К сожалению, по этому запросу ничего не найдено. Попробуйте другой запрос, и все получится :)