30.03.2021
|
Кейс

Как запустить проект в нише иностранных языков?

Кейс участника Акселератора EdMarket онлайн-школы «Испаника». 

Автор статьи
Михаил Журавлев
основатель и генеральный директор онлайн-школы испанского языка «Испаника» 

С чего все начиналось?

В моем случае история создания онлайн-школы началась с… женитьбы. 30 лет назад я женился на студентке, будущем преподавателе испанского языка, которая училась в Московском педагогическом институте (сейчас университете).

Моя жена всегда была очень увлечена испанским, 20 лет проработала на кафедре испанского языка в МПГУ и в 2009 году организовала собственные языковые офлайн-курсы. Лучшие студенты, у которых она преподавала, после выпуска шли работать к ней. Это были курсы с академическим подходом к обучению и молодыми креативными преподавателями, и такой микс помогал учащимся достигать отличных результатов.

Шло время, курсы работали, мы получали восторженные отзывы и росли. Но… то одна, то другая преподавательницы выходили замуж за испанцев и уезжали из страны. Мы теряли прекрасные кадры, а они отличную работу. 

Мы решили попробовать вести занятия в онлайн-формате, чтобы наши преподаватели, даже живя в Испании, могли продолжать сотрудничать с нами.

И в декабре 2015 года мы набрали первую онлайн-группу из 8 человек, с которыми стали проводить занятия дистанционно.

Примерно в то же время я осознал, что достиг в карьере потолка. Я более 5 лет проработал генеральным директором IT-компании, оборот которой под моим руководством превысил 1,2 млрд руб. Хотелось попробовать себя в новой сфере и поработать на себя. И я подумал, что могу приложить весь накопленный опыт, а также свои знания системного программиста и аналитика и создать онлайн-школу испанского языка. 

Тогда эта история с онлайн-школами только начиналась, но было понятно, что это перспективно. 

Не могу сказать, что запуск онлайн-направления оказался простым. Первая наша онлайн-группа распалась через месяц существования. Становилось понятно, что онлайн требует совсем других подходов, что не все люди в моменте готовы учиться в онлайн-формате. Но мы верили в успех и продолжали эксперименты.

Еще по теме: Формула стартапа.

Старт онлайн-школы

Наблюдая за рынком, обсуждая с людьми, как им удобно учиться, мы поняли две вещи:

  • спрос на онлайн-обучение есть. Поначалу такая услуга продавалась нелегко: люди не понимали, как учиться в онлайне. Но со временем спрос должен был вырасти. То есть мы затевали действительно перспективный проект.
  • запуская онлайн-продукт, мы конкурировали с офлайновыми проектами. Фокус рекламной активности был направлен на то, чтобы объяснять преимущество онлайн-занятий: экономия времени, возможность заниматься с преподавателями из других городов и стран, выбирая по качеству преподавания, а не по физической досягаемости.

Осознав это, мы сделали очень простую вещь: начали набирать студентов на онлайн-курсы за пределами Москвы. И к концу 2016 года у нас работали уже 11 онлайн-групп. Онлайн-проект вышел на самоокупаемость.

Мы поняли, что направление работает, и мы можем не только качественно обучать в онлайне, но и вносить в жизнь наших учеников частичку испанского солнца, моря и просто счастья.

В итоге, именно счастье учеников, их удовольствие от изучения языка стали основой концепции нашей школы. Мы получаем огромное количество положительных отзывов и выстраиваем обучение так, чтобы ученикам нравился и процесс, и результат. NPS у нас не опускается ниже 9,2. 

Как устроено обучение в школе?

Учить испанский приходят очень разные люди:

  • большой сегмент тех, кто переезжает в Испанию на ПМЖ. Это, например, врачи, которым требуется уровень языка не меньше В2, риэлторы, турагенты
  • дети и подростки
  • возрастные студенты, которые изучают язык для удовольствия. 

Мы с удовольствием работаем с разными возрастами. В школе есть педагоги, которые специализируются на работе с детьми, есть те, кому больше нравится работать со взрослыми. Всего с нами сегодня работают 40+ педагогов, и коллектив постоянно растет.

Средний «срок жизни» студента школы — больше года. Люди приходят учить язык чаще всего с нуля, в отличие от изучения английского, и для нас в этом большое удобство: можно научить сразу по правильной методологии и получить результаты. 

На курсах студенты учатся в разных форматах:

  • есть индивидуальные уроки и занятия в мини-группах 
  • есть разговорный, литературный и кино-клубы и отдельные спецкурсы, например, испанский для бизнеса
  • отдельные группы для детей и подростков, которые занимаются по специализированной авторской методике
  • языковые курсы для путешествий.

Вот несколько приемов, которые дают хорошие результаты:

  • Система контроля качества обучения

Ежемесячно студенты получают чеклист с обратной связью от преподавателя: в каких моментах студент молодец, в каких еще нужно подтянуться.

Чеклист создается так: преподаватель заполняет анкету на каждого студента. На основании этой анкеты автоматически формируется текст с рекомендациями, который и получает студент. 

Также родители школьников, которые занимаются у нас, получают данные об их успеваемости.

Аналогичная система работает и для преподавателей. Менеджер контроля качества, просматривая запись урока, заполняет свой чеклист, а преподаватель получает отчет с рекомендациями.

  • Система оплаты занятий мотивирует посещать их регулярно

Иностранный язык требует системного изучения, и нам важно, чтобы студенты регулярно посещали занятия. Поэтому система оплаты обучения построена так: студент покупает, например, абонемент на месяц и посещает занятия два раза в неделю. 

Если он пропускает занятия и не предупреждает об этом, деньги не возвращаются. Если же случается форс-мажор и студент не может присутствовать на уроке по объективным причинам, конечно, мы возвращаем плату. Или высылаем запись занятия, чтобы студент не отстал от группы.

  • Группы формируются по уровню и успеваемости

Студенты занимаются в мини-группах, где мы подбираем людей со схожим знанием языка и схожим подходом к обучению. Например, студенты, которые регулярно делают домашние задания, объединяются в одну группу. И наоборот, студенты, которые не слишком утруждают себя заданиями, тоже объединяются в группу. Это помогает участникам одной группы двигаться в едином темпе и не тормозить друг друга.

  • Упражнения с автоматической проверкой

Чтобы выучить язык, нужно систематически учить слова. Для этого мы используем приложение Quizlet, в котором студенты могут заниматься самостоятельно. Они получают задания выучить определенное количество слов, и на уроке педагогу остается только проверить, выполнили ли они задание.

Есть свое приложение и для отработки грамматики. 

Про масштабирование

В январе 2017 года мы стали думать о том, чтобы масштабироваться. Я пригласил к нам партнера, который стал финансовым директором проекта, и примерно за год мы:

  • выбрали платформу для ведения уроков
  • протестировали несколько сервисов для видеоуроков и остановились на Zoom. В 2018 году мы стали партнерами сервиса и сейчас научились пользоваться им в совершенстве
  • освоили работу в CRM-системе.

Все это позволило нам ежемесячно привлекать на курсы 50+ новых участников. 

Взрывной рост в пандемию

Так мы росли и постепенно развивались, пока не грянула пандемия. И когда вместо 50 человек на наши программы стали приходить 150-200 новых студентов каждый месяц, мы поняли, что работаем в условиях форс-мажора, и надо быстро перестраивать процессы. Потому что если поток увеличится и на курсы придет уже 300 человек, мы перестанем справляться.

На фоне перестройки процессов начались трения с партнером. У нас оказались разные взгляды на развитие бизнеса. В конечном итоге мы договорились, что партнер выходит из проекта, и, как мне казалось, все урегулировали.

Однако партнер посчитал иначе, и в один из дней мы обнаружили, что он создал сайт-клон нашей школы и заблокировал нам доступ к учебным кабинетам на платформе и к CRM-системе. Как финансовый партнер он обладал правом подписи и доступом к системе. 

Мы довольно быстро вернули доступ, обратились в суд и в декабре выиграли процесс, но сайт-клон «Испаники» до сих пор существует, и эта история пока не завершена.

Это был очень ценный опыт, из которого я навсегда запомнил, что:

  • нужно с самого начала оформлять договоры юридически
  • если вы основатель бизнеса, оставляйте право финальной подписи за собой
  • не пытайтесь создать бизнес, основанный на дружбе. Разделяйте, чтобы потом не ходить по судам, защищая придуманный и созданный вами бренд. 

Точка, в которой проект находится сейчас

  • Сейчас мы быстро растущая онлайн-школа. Мы автоматизировали ручные процессы и теперь можем масштабироваться с любой скоростью. За полгода пандемии выросли в 2,5 раза.
  • Сегодня в школе 12 сотрудников, не считая преподавателей.
  • Мы набираем 4-5 новых преподавателей каждый месяц. Такой темп позволяет закрывать потребности растущего потока студентов. 
  • Также мы партнеры Института Сервантеса (провели совместно более 40 вебинаров) и Посольства Испании в России, и это тоже помогает привлекать новых студентов, в том числе с помощью «сарафанного радио».
  • Последние 5 лет мы растем по экспоненте по классической модели стартапа — от 2,5 до 3,1 раз в год. Но в планах вырасти в 9-10 раз, и это одна из причин, по которой мы стали участниками Акселератора EdMarket.

Другая задача, над которой мы работаем, — выход на зарубежные рынки. Для иностранцев, из-за разницы в курсе, наши программы очень выгодны.

Хотите запустите собственный онлайн-проект? Научим всему, что нужно знать на курсе «Система: Запуск и продвижение онлайн-курсов».

  • через 3,5 месяцев вы с нуля запустите собственный образовательный проект
  • 5 часовых индивидуальных консультаций по вашему проекту от опытных менторов курса
  • сопровождение тьюторов: развернутая обратная связь на все домашние работы
  • возможность войти в профессиональное сообщество.

Вебинары, которые могут быть вам интересны