24.05.2021
|
Кейс

История одного запуска

Участник хакатона EdMarket Александра Добрянская почти в одиночку запускает онлайн-курс «Стилист разрешил». Сеанс невиданной смелости. И много полезных открытий.
Автор статьи
Александра Добрянская
стилист, создатель курса «Стилист разрешил»

От редакции

Александра Добрянская стала экспертом третьего сезона онлайн-хакатона EdMarket — проекта, где эксперты с командой наших выпускников за пять дней разрабатывают проект онлайн-курса. 

Проходит хакатон так: эксперт приходит на проект с идеей онлайн-курса, презентует ее и приглашает выпускников и студентов EdMarket — продюсеров, методистов, технических администраторов — войти в его команду и вместе сделать проект. 

За пять дней на хакатоне команды:

  • формулируют УТП курса и проводят конкурентный анализ,
  • разрабатывают программу и формат занятий,
  • создают лендинг, продумывают маркетинговую воронку и финансовую модель.

Проект Александры — курс про стиль «Быстрый курс про шмот». Ее команда называлась «Каледонские птички». 

В мае Александра вместе с методистом своей команды Ирины Мызниковой запустила первый поток своего онлайн-курса «Стилист разрешил». 

С чего все начиналось?

Начиналось все с хакатона EdMarket. 

Участвовать решено было с «Быстрым курсом про шмот» — и здесь бы и надо дать ему короткое описание, но после недели формулирования УТП у меня уже не осталось моральных сил это делать. Договоримся, что это был быстрый курс. Про шмот. 

Мои задачи на «Хакатон» были минимальны: мне было интересно посмотреть, как все устроено в современном онлайн-образовании. Задача-максимум — попробовать сделать свой курс. 

План, конечно, был перевыполнен. Помимо расширения кругозора я вынесла еще одну важную вещь: оказывается, если работать командой, можно не лезть на стенку, когда случаются непредвиденные Обстоятельства.

Как-то так вышло, что в мою команду попали исключительно решительные и последовательные люди. Большую часть работы делали они, пока я носилась между Петербургом и Москвой, улаживая свои Обстоятельства. Мы просиживали в Зуме до одиннадцати вечера, знакомили друг друга с котами и собаками, до посинения оттачивали формулировки — и в итоге презентовали проект, с которым можно было запускаться.

Еще по теме: Онлайн-курс о моде

Курс

Хакатон закончился так: все участницы команды «Каледонские птички» сказали, что будут работать за еду и что курс надо запускать срочно, потому что грядет Восьмое марта. А Восьмого марта всем будут дарить курс про стиль. Вот этот самый, «Стилист разрешил» (переназванный «Быстрый курс про шмот»), который я возьму и сделаю. 
Конечно, к Восьмому марта я ничего не сделала, потому что Обстоятельства случились снова.

Не сделала бы и позже, потому что всегда есть чем откреститься (например, вяло текущим ремонтом). Но тут Ира Мызникова, одна из участниц команды, сказала: ты как хочешь, а мне нужны работы в портфолио методиста. Так что курс решено было все же делать.

В процессе подготовки я освоила некоторое количество граблей, так что пишу эту инструкцию с чувством собственного профессионализма. Хотите сделать собственный онлайн-курс? Не спрашивайте меня, как.
Я расскажу вам сама. 

Как НЕ надо делать запуск онлайн-курса

1) Первым делом вспомните, как сильно вы любите светить лицом в публичном пространстве, и запишите эпизод для курса, состоящий из одних только слайдов и вашего голоса. Получите обратную связь от вашего методиста. Затем попробуйте сами посмотреть ролик и согласитесь со всем, что услышали от методиста. Например, что смотреть в экран на протяжении пары минут и не видеть ничего, кроме статичного слайда, — занятие очень скучное.
Откажитесь от идеи обойтись без своего лица в кадре.

2) Следом откажитесь от любой технической поддержки, от оператора до монтажера. Поддержка для слабаков! Действуйте по принципу «талантливый человек талантлив во всем»: да здравствует запись у себя в комнате, самостоятельно выставленный свет, камера на телефоне и микрофон-петличка. Чтобы произвести на себя впечатление профессионала, пользуйтесь пультом для запуска записи с телефона. С пультом вы круче, а еще по его щелчку удобно ориентироваться, сколько нужно обрезать при монтаже.

3) Перед началом записи хорошенько простудитесь. Желательно, чтобы у вас при этом заложило нос — так ваш голос будет звучать интереснее, а упражнения в макияже перед съемкой станут продолжительнее и креативнее.

4) Когда тембр вашего голоса достигнет пика своей интересности, выйдите на улицу с мокрой головой. Так у вас появится шанс выкроить себе вынужденный выходной. Ни в коем случае не вздумайте отдыхать. Монтируйте уроки для будущего курса!

5) Принимаясь за монтаж, ни в коем случае не тратьте время на изучение технических тонкостей. Просто открывайте программу и дергайте за все рычажки. Когда после монтажа очередного эпизода обнаружите, что в середине у вас пропало изображение, просто перемонтируйте эпизод целиком. Это куда проще, чем редактировать конкретный отрывок.

6) В идеале ваши домашние должны быть нормальными людьми, у которых на майские праздники выпадают выходные. Это нужно, чтобы вы смогли как следует проверить свою стойкость, регулярно отвечая на вопрос «А не хочешь пойти туда-то?». Вы, конечно, не будете хотеть: у вас курс.

7) Самая захватывающая часть — продажи. Вспомните, что вы не умеете продавать и озаботьтесь поиском таргетолога. Возьмите первого, которого вам посоветуют друзья. Не смотрите его портфолио, не задавайте лишних вопросов, просто отправьте таргетологу гонорар и пополните счет в рекламном кабинете. 

Когда заметите, что рекламная кампания идет, а посещения сайта остаются на прежнем уровне, попробуйте обсудить это с таргетологом. Сойдитесь на том, что это не хорошо и не плохо, это просто есть.
Когда поймете, что вбуханные в рекламную кампанию и таргетолога деньги в итоге не принесли вам ни одной продажи, напомните себе, что продажи — это мирское. Мы тут про искусство.

8) Но самое главное — все-таки смирение. Если вы спринтер (а я спринтер), смиритесь, что в ближайший месяц вам придется бежать марафон. И здесь, как бы сильно вы ни любили работать в одиночку, действительно не обойтись без кого-нибудь, кто будет интересоваться, как дела. Спрашивать, что вы там намонтировали, просить посмотреть и давать совет по итогу. Вылавливать ваши косяки. Выяснять, как можно помочь. И вообще.
Спасибо лучшему на свете методисту Ире Мызниковой за то, что все это умеет. И хакатону — за то, что помогли нам встретиться. 

Что получилось в итоге?

По-хорошему здесь нужно писать про кредит и дебет, количество участников, фичи и баги, инсайты и пивоты. Но я не буду, потому что для меня главный (пока промежуточный — курс в разгаре) итог — это люди, которые пришли на курс.

100% этих людей решили, что им нужен вариант с обратной связью от ведущего (а это почти в два раза дороже базового пакета). Но одно дело решимость, а совсем другое — практика. И тут мне остается только утирать слезы умиления, читая то, как участницы делают домашнюю работу. Все здесь: и проницательность, и тонкое чувствование, и доверие (!), и еще миллион вещей.

Готовя курс, неизбежно задаешься вопросом, а что ты, собственно делаешь. Впору вспомнить о синдроме самозванца, но это что-то пострашнее: ощущение «я продаю воздух» и «это же и так все знают».

Ощущение это, к счастью, уходит — где-то между вторым днем монтажа уроков и третьим днем проверки домашек. Потому что на смену ужасу приходит осознание, что онлайн-обучение — это не только передача накопленных знаний. Это ещё и куча рефлексии, структурированный материал, иллюстрации, техническая обработка и главное — контакт с людьми, которые пришли к тебе учиться.

И да, это отнимает массу сил. И да, сравнение с марафоном тут даже не гипербола. Но то, что получаешь в ответ, точно стоит того, чтобы собраться — и разрешить-таки себе сделать курс.

 

Вебинары, которые могут быть вам интересны

Другие статьи

22.06.2021

Курс-сериал: работают ли в онлайн-образовании новые форматы?

Разбираем кейс эксперта-психолога, которая вместе с продюсером запустила курс-сериал с короткими уроками на теплую аудиторию и вышла в прибыль с первого запуска.

Читать →
18.06.2021

Как спроектировать онлайн-урок для старшеклассников

Рассказываем, как подобрать формат, выстроить структуру и учесть технические нюансы.

Читать →
17.06.2021

Пойти работать в найм в онлайн-школу или запустить свою? Можно совместить!

История Марианны Патрушевой, выпускницы EdMarket, которая стала продюсером онлайн-курсов и сейчас ведет 3 проекта параллельно. И это не предел.

Читать →
15.06.2021

Как читать вакансии, чтобы выбрать самые перспективные?

Пособие для соискателей.

Читать →
11.06.2021

Учебный проект VS реальный проект

Как выбрать проект для обучения? Записки студента EdMarket.

Читать →
10.06.2021

Как в 48 лет я получила профессию методиста и начала работать в онлайн-школе

История Ольги Дорониной, выпускницы EdMarket, которая стала методистом онлайн-проекта “Время ЧИТАТЬ”.

Читать →
К сожалению, по этому запросу ничего не найдено. Попробуйте другой запрос, и все получится :)