Как избавить преподавателей от «проклятия знаний»?

Очень часто преподаватели, хорошо разбираясь в собственном предмете, не могут «спуститься» до уровня учеников, понять их запрос. Опасность в том, что такие спикеры могут преподавать слишком сложный материал для начинающих, углубляться в нюансы, но не давать азов, считая, что это слишком очевидно. Как продюсер онлайн-курса может помочь справиться с этой проблемой?

Вторая онлайн-конференция Skills Puzzle 2.0 – EdMarket

Анна Мосягина

продюсер курсов «Нетологии-групп»

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Для меня как продюсера проблема «проклятия знаний» особенно актуальна, так как я работаю с курсами по программированию. Тема техническая, много терминов, специализированных понятий, требуется время, чтобы перестроить мышление. Внимание аудитории можно потерять в первые полчаса занятия, если лектор не контролирует, насколько понятно то, что он говорит.

Если учебная программа слишком сложная для учащихся, то они будут испытывать большой стресс во время обучения, т.к. будет сложно воспринимать теоретический материал и выполнить практику. Учащиеся получат негативный опыт и могут не захотеть вернуться к вам на другой курс или вообще разочароваться в том формате обучения, который вы им предложили (например, один неудачный онлайн курс бросает тень в глазах студента на все онлайн-образование).

Но сложная программа для неподготовленной аудитории так же плоха, как слишком простая для сверх-опытной. Продукт не попадет в ожидания, клиента мы можем потерять.

Все секреты работы продюсера в образовании вы узнаете на курсе «Продюсер онлайн-курсов»

Как понять, что программа курса слишком сложна для аудитории?

По реакции аудитории. Если программа слишком сложна, вы увидите, что:

  • на занятии учащиеся не задают вопросы. Они не знают, что спросить, потому что непонятно все. Слушатели чувствуют себя неуверенно и предпочитают молчать.
  • на практической части (в домашнем задании) не могут выполнить задание и даже не знают, с чего начать.

Если с первого занятия материал оказался слишком сложным, дальше проблемы растут, как снежный ком. Студенты потихоньку начинают «отваливаться» от обучения, пропускать занятия и переставать пытаться выполнить практическую часть.

Что делать в этой ситуации? Вы можете попробовать быстро изменить программу, провести работу с преподавателем и постараться «починить самолет на лету». Но гораздо лучше спланировать обучение так, чтобы такой ситуации не возникло. И вот как это можно сделать.

Как подготовить эксперта к ведению занятий на онлайн-курсе?

Шаг 1. Изучите аудиторию онлайн-курса

Стратегии обучения взрослых

Ваша задача — выяснить, насколько глубоки знания аудитории курса о предмете. Самый простой способ это выяснить — пообщаться с людьми, которые пришли к вам учиться.

Вариант 1. Предположим, что продукт для вас новый и вы еще сами не знаете, какая аудитория придет к вам учиться. На этапе подготовки нового курса вы можете только строить гипотезы, исходя из опыта запуска других продуктов и анализа рынка.

В этом случае:

  • сформулируйте гипотезу о целевой аудитории онлайн-курса
  • проведите серию проблемных интервью и выясните, с какими проблемами сталкиваются потенциальные слушатели в работе и как эти проблемы может помочь решить ваш онлайн-курс
  • выявив несколько групп целевой аудитории курса, ориентируйтесь на их уровень знаний.

Вариант 2. Предположим, что аудитория у курса уже есть (например, вы запускали продукт в другом формате). В этом случае:

  • поговорите со слушателями курса и выясните, как их профессиональный опыт связан с предметом обучения

  • выясните, над какими задачами специалисты работают и как их решают

  • спросите, как они оценили бы свой уровень знаний по предмету

  • каких знаний и навыков им не хватает и как они решают этот вопрос.

Обратите внимание, что потенциальный слушатель может не иметь опыта в этой сфере (например, если он планирует сменить профессию). Тогда вы сможете оценить его мотивацию и ожидания от обучения.

Шаг 2. Выберите эксперта под задачи обучения

Вы провели исследование рынка и поняли, что на вашем курсе будут учиться новички. Или, наоборот, опытные специалисты. Теперь ваша задача — пригласить эксперта, который сможет дать максимум слушателям курса. Вот несколько правил, которые помогают мне не ошибиться с выбором:

  • оцените прежний опыт преподавателя. Найдите в открытом доступе примеры его выступлений и послушайте, как он ведет лекции и вебинары, как выступает на конференциях
  • побеседуйте с экспертом лично, чтобы оценить его личностные качества. Например, при работе с новичками важно, чтобы эксперт был отзывчивым, доброжелательным, внимательным к деталям. Специалисту, который занимается с опытной аудиторией, пригодятся гибкость, умение быстро перестраиваться и широта экспертизы. Опытная аудитория более требовательна по части материала. Вполне может оказаться, что программа для нее не актуальна, и важно, чтобы эксперт, сохраняя спокойствие, смог уточнить запрос во время обучения и по возможности его удовлетворить.
  • обратите внимание на речь преподавателя (легко ли он формулирует мысли, легко ли его воспринимать)
  • задайте эксперту несколько вопросов и посмотрите, как он на них реагирует. Если ему не нравится отвечать на ваши вопросы, вряд ли к вопросам студентов он будет лояльнее.
  • оцените мотивацию преподавателя работать с вами. Активно ли он участвует в подготовке? Заинтересован в сотрудничестве?
  • спросите, есть ли у него опыт работы с новичками/опытными специалистами и насколько ему комфортно работать с той или другой аудиторией. Вполне возможно, он и не захочет вести обучение для совсем начинающих или, наоборот, не любит опытных (“испорченных” чужими методами обучения).

Шаг 3. Заранее расскажите преподавателю об аудитории, с которой он будет работать

  • обсудите целевую аудиторию с экспертом еще на этапе подготовки, во время обсуждения идеи курса или занятия.
  • расскажите как можно больше о том, с кем преподавателю предстоит работать.

Эксперту мы обозначаем, кого и для чего мы учим, что в результате хотим получить. Описание аудитории в моем случае обычно включает: * возраст, * текущую профессию, * опыт в профессиональной сфере, в которой мы обучаем, * обучение, которое прошел в Нетологии.

Точно недостаточно сказать, например, «делаем курс для новичков», потому что понятие «новички» растяжимое. Например, мой преподаватель может представлять начинающего разработчика, а я — менеджера по продажам, который хочет стать программистом. Хорошо дать несколько примеров конкретных людей, чтобы можно было их представить и предполагать, что им известно, а что может даваться сложно.

  • обсудите подачу материала до занятия. Можно предупредить, что профессиональные термины лучше объяснять или что академическая подача — не самый лучший выбор для вашей аудитории.  

Шаг 4. Поучаствуйте в занятии (или послушайте в записи), чтобы увидеть реакцию аудитории на материал и подачу

После занятия:

  • дайте лектору корректную обратную связь (часто очень важно поддержать начинающего преподавателя)
  • учтите опыт первого занятия и скорректируйте при необходимости программу курса
  • сделайте для себя выводы по работе с экспертом для следующих запусков.

Надеюсь, мои советы помогут вам провести онлайн-курс на высшем уровне и получить удовольствие от работы. Удачи!

Еще статьи по теме:

Запустить образовательный шаттл: чеклист для начинающего продюсера

5 советов, как подготовить эксперта к продающему вебинару

Исповедь продюсера: с какими экспертами я не работаю. И вам не советую

Другие статьи