За стеклом. Серия 3. Customer development

Как после серии интервью с аудиторией не разочароваться в проекте? Не спрашивайте, сам не знаю:)

Павел Ладохин

CRM-маркетолог EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Начало истории

Идея проекта

Следующим этапом я наметил провести customer development — то есть серию интервью с целевой аудиторией моего будущего курса. То есть с мамами, у которых есть ребенок 3-6 лет. 

Подробнее о механике customer development читайте в статье

С помощью интервью я хотел проверить 2 гипотезы:

  • возраст детей. Готовы ли родители детей 3-6 лет развивать их с помощью оригами?
  • формат занятий. Заинтересованы ли родители заниматься вместе с ребенком оригами? Или предпочитают формат, где ребенок все делает самостоятельно, а родители получают 20-30 минут покоя?

Где искать собеседников для кастдева?

Я попросил о помощи знакомых и коллег с детьми. Плюс опубликовал пост в группе о проекте в Instagram, которую веду (там на призыв откликнулась одна девушка, с которой мы побеседовали о сложностях и задачах материнства). 

Можно было бы еще договориться с администраторами тематических сообществ и оставить объявление там, но на себе я этот метод пока не опробовал. 

О чем спрашивать?

Я старался задавать открытые вопросы, чтобы больше узнать о «болях» своей аудитории. Например, спросил:

  • Какие способности и умения детей вы развиваете? Готовы ли платить за развитие этих и других способностей?
  • Какие обучающие курсы (онлайн и офлайн) вы покупали для своих детей?
  • Какие задачи вы хотели бы решить с помощью обучения?
  • Хотели бы вы заниматься с ребенком оригами? А готовы ли платить за такие занятия?

Не все соблюдают договоренности

Мой основной инсайт после кастдева. Три человека, с которыми я договорился об интервью, не пришли в назначенное время и больше не выходили на связь. Вывод — лучше назначить больше интервью, чтобы получить достаточно данных для анализа, даже если часть бесед не состоится. 

Основные выводы

Вот на чем сошлись практически все мои собеседники:

  • 3-6 лет — слишком ранний возраст для занятий оригами

Причины при этом называли разные. Кто-то заметил, что в этом возрасте ребенок еще не сможет самостоятельно сложить фигурку из бумаги и вряд ли заинтересуется процессом. Кто-то сказал, что в этом возрасте в принципе рано развивать пространственное мышление — это подойдет для ребенка постарше. 

Вывод: можно попробовать провести кастдев с родителями старших детей (7-12 лет). Но в этом возрасте слишком большая конкуренция за внимание ребенка. Начинается школа, а в качестве развивающих кружков родители чаще выбирают занятия танцами или уроки программирования. 

  • родители не готовы платить за обучение, где требуется, чтобы они вместе с ребенком делали поделки

По крайней мере, об этом мне сказали почти все участники кастдева. Как рассказала одна из участниц, в жизни молодого родителя есть период, когда он вместе с энтузиазмом делает поделки вместе с ребенком: создает коллажи из фотографий, вышивает роботов или бабочек, рисует панно звездного неба. Но длится этот период очень недолго.

За ним приходит усталость и желание иметь хотя быть полчаса покоя. 

Вывод: запрос на онлайн-курс, когда ребенок занимается оригами самостоятельно, не привлекая родителей, очевидно есть. Но я не вижу, как можно организовать такое обучение и не потерять внимание ребенка уже через 5-7 минут после начала занятия. Все-таки в конкуренции за внимание курс по оригами проиграет мультфильмам, сериалам и компьютерным играм. 

  • родители дают ребенку выбирать, какое направление ему интересно

Стратегия здесь либеральная: предложить попробовать разные направления, а остановиться на том из них, которое ребенку интереснее всего. Родителям, как они объяснили, важно предоставить детям творческую свободу и право выбора. 

Вывод: для платного курса понадобится бесплатный пробный продукт. Например, бесплатный короткий марафон, в котором ребенок может попробовать оригами на вкус и, если понравится, записаться на платное обучение. 

  • родители готовы платить за комплексные решения

Им интересен не курс оригами как таковой, а обучение, которое развивает сразу во многих направлениях. Например, одна из семей оплачивает ребенку занятия в бэби-клубе, где развивают 8 видов интеллекта. Вторая заметила, что с удовольствием бы заплатила за обучение оригами, если бы с его помощью можно было бы обучить ребенка математике. 

Вывод: курс оригами сам по себе — не тот продукт, который заинтересует родителей с маленькими детьми. А вот если упаковать его в интересную концепцию — показать, как с помощью оригами можно развить воображение, мелкую моторику, речь — спрос и интерес могут возникнуть. 

  • родителям интересно не только обучение, но и участие в сообществе

Они отметили, что им интересно членство в виртуальном клубе, где будет много разнообразных активностей для детей, а также виртуальные выставки работ, обмен мнением, взаимодействие между с участниками. 

Вывод: не забыть продумать образовательную среду, где будет комфортно и детям, и их родителям. 

Какой итог?

Идеей оригами родителей мне заразить не удалось. С другой стороны, во время кастдева мне пришла в голову идея онлайн-курса, в котором дети будут создавать самодельную книжку с объемными иллюстрациями. На ее страницы можно вклеить, например, животных, сделанных из бумаги в технике оригами. И написать короткие истории про каждого. 

В результата получится книжка, которую ребенок будет делать сам или вместе с родителем, попутно развивая фантазию, речь (истории про животных) и мелкую моторику (оригами). 

Эту идею я хочу также протестировать с помощью кастдева. О результатах расскажу в следующей статье. 

Если у вас есть дети 3-6 лет и вы хотите помочь мне развивать маленький, но гордый онлайн-проект, жду вас на кастдев. Беседа займет не больше 30 минут и всем участникам я подарю 1 онлайн-урок по оригами. Записаться на кастдев можно в календаре

Хотите, как Павел, запустить свой онлайн-проект? Дадим пошаговый план на вебинаре «Как открыть онлайн-школу с нуля?»

Другие статьи