Запомнить все: 6 принципов онлайн-обучения

Как учить онлайн, чтобы слушатели запоминали?

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Одна из основных целей обучения — онлайн или офлайн — помочь слушателю запомнить информацию и применять новые знания на практике. Чтобы достичь этой цели, важно понимать, как работает мозг, какую информацию он запоминает, а какая исчезает в тумане уже через 5 минут после изучения. 

Итак, вот 4 самые распространенные причины, по которым слушатели онлайн-курсов забывают все, что они выучили. А также рекомендации, как выстроить обучение, чтобы слушатели запомнили все  важное. 

Учим создавать классные курсы. Приходите учиться на методиста онлайн-курсов

Причина 1. Нет смысла помнить

Память — ограниченный ресурс, и мозг выбирает для запоминания то, что кажется важным и значимым. Слушатели онлайн-курсов запоминают ту информацию, которая воспринимается как практичная и нужная, ту, с помощью которой они смогут работать эффективнее или зарабатывать больше.

То есть, новый скрипт для беседы с клиентом, позволяющий получить на 20% больше продаж, менеджеры запомнят, а вот теории восприятия — вряд ли. 

Решение:

  • В самом начале курса подробно расскажите, зачем слушателю изучать новую информацию и как она ему пригодится. Не забывайте говорить об актуальности перед каждым новым блоком, новой темой, новым упражнением. 
  • Не перегружайте слушателей онлайн-курса лишней информацией. В большинстве случаев легко можно обойтись без истории вопроса или изложения ключевых концепций в той или иной сфере. Например, если вы создаете курс для будущих ораторов, незачем начинать с перечисления крупнейших ораторов Древней Греции. Лучше включите в курс больше практических упражнений, которые помогут отработать навыки. 
  • Делите информацию на «Нужно знать» и «Приятно знать». Сформулируйте минимум, без знаний которого не обойтись. А все, что находится за его рамками, выносите в дополнительные материалы или отдельные блоки, не обязательные для изучения. Те, кто хотят глубже изучить вопрос, заглянут туда, а все остальные будут знать, что нужно обязательно выучить, чтобы достичь цели. 
  • Учитывайте потребности слушателей. Изучайте целевую аудиторию, выясняйте, ради каких результатов они приходят на обучение, и создавайте курсы, которые решают их потребности и помогают достичь цели. Прежде чем включить в программу ту или иную информацию, не забывайте отвечать себе на вопрос: «Зачем этот фрагмент в курсе? Помогает ли он достичь цели обучения?»
  • Предлагайте учащимся контент, который легко использовать на практике. Например, шаблоны, чеклисты, алгоритмы — эти форматы позволяют структурировать информацию, сжать ее и предложить в виде шпаргалки, которой легко пользоваться, когда возникнет потребность в тех или иных знаниях. 
  • Свяжите информацию с повседневностью слушателей. Кейсы, примеры, характеры персонажей, упражнения — чем больше курс будет связан с типовыми ситуациями из жизни учащихся, тем лучше. 

Еще по теме: «10 смертных грехов методиста». 

Причина 2. Информация не вызывает эмоций

Даже полезную и важную информацию нелегко усвоить, если она скучна. Мозг легко запоминает то, что вызывает эмоции. Удивительный факт или смешная история запомнятся лучше, чем статистические данные. 

Решение:

  • Многоформатный контент. Создавайте онлайн-курсы с разнообразным контентом: видеоролики, тексты, подкасты, тесты, задания в группах. 
  • Придумывайте яркие заголовки и подзаголовки. Статья или книга с броским названием привлекут внимание читателей. Почему бы не использовать приемы кликабельных заголовков в онлайн-обучении? Потратьте время на то, чтобы сделать названия тем в курсе более интригующими, занимательными. 
  • Используйте в курсе метафоны, яркие сравнения, элементы сторителлинга. Иногда стоит «упаковать» полезную информацию в занимательный рассказ, чтобы слушатели лучше ее запомнили. 
  • Выделяйте то, что важно запомнить. С помощью яркой картинки, смешного видео, связанного с темой, крупного шрифта. 
  • Разделяйте информацию на небольшие отрезки. Лучше всего на 10-15-минутные фрагменты, между которыми стоит делать небольшие перерывы. Это не значит, что каждые 15 минут вы будете предлагать учащимся выпить чаю или размяться. В качестве перерыва можно использовать короткий мотивирующий ролик, упражнения, минитест — любые задания, которые позволят переключиться и сменить вид деятельности. 

Еще подробнее в статье «Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре». 

Причина 3. «Что?» против «Как?»

Вы можете рассказать слушателю, что такое двигатель внутреннего сгорания, а можете положить этот двигатель перед ним и пошагово разобрать, как работает механизм изнутри. В этом случае слушатель запомнит куда больше: информация «как это работает?» будет восприниматься как более практичная, чем информация «что это такое?»

Решение:

  • Приводите примеры. С их помощью легче запомнить, как работает та или иная система.
  • Делайте акцент на практике и кейсах. Чем больше упражнений будет в курсе, тем быстрее слушатели освоят навык и разберутся, как применять знания на практике. 

Например, если вы обучаете сотрудников правилам безопасности на рабочем месте, недостаточно просто перечислить эти правила и дать им прочесть. Слушатели курса запомнят информацию куда лучше, если вы предложите им несколько ситуаций и попросите выбрать наиболее безопасное поведение в том или ином случае. 

Учим с нуля востребованных специалистов на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Причина 4. Мозг забывает то, к чему не обращается

Сможете вспомнить доказательство теоремы Пифагора? Или как и зачем рассчитываются синус, косинус и тангенс угла? Если вы математик, вряд ли. А ведь в школе эти знания были с вами. 

Все дело в том, что мозг забывает ту информацию, к которой не обращается достаточно долго. Без регулярных повторений знания быстро оказываются в корзине «бесполезно», и вспомнить их будет сложно. 

Решение:

  • Включайте в каждый урок саммари с основными идеями из занятия, которые стоит запомнить. 
  • Возвращайтесь к ранее изученному. Это можно делать в начале занятия, вспомнив темы, о которых говорили на прошлом. Или предложив небольшой тест, чтобы освежить знания. 
  • Можно проводить регулярные групповые дискуссии, обсуждая наиболее острые вопросы по теме курса. Учащиеся должны получить навык обращения с новыми знаниями и навыками. 

Статья написана на основе перевода статей:

These Are The Reasons Why Learners Forget Your Training

Decode the Science of Forgetting: How to Create Memorable eLearning

Make It Hard to Forget: 6 Principles to Help Your Learners Remember Anything

Другие статьи