04.12.2020
|
Как создавать онлайн-курсы

Как выбрать технические решения для запуска онлайн-школы?

Расскажем, почему фактор цены — не самый важный.

Автор статьи
Мария Коновалова
Продюсер-методист EdMarket

Что такое технические решения и зачем они онлайн-школе?

Это платформы, программы, сервисы, с помощью которых:

  • оплаты за обучение попадают к вам на счет
  • вы записываете видеоуроки, проводите вебинары, создаете тесты и практические задания
  • общаетесь со студентами
  • собираете аналитику. 

И этот список можно продолжать.

Одним словом, без технической инфраструктуры ни одна онлайн-школа существовать не может. 

И даже если вы запускаете онлайн-курс в первый раз и с минимальным бюджетом, вам понадобится минимальный набор технических решений, чтобы наладить учебный процесс. Вот об этом наборе и поговорим дальше. 

Еще по теме: Два самых важных навыка для техадмина

Минимальный набор сервисов для запуска онлайн-курса

Представим, что у вас минимальный бюджет и вы хотите наладить учебный процесс с небольшими вложениями (а лучше вообще без них). Можно это сделать? Вполне. Вот список бесплатных сервисов и сервисов с небольшим чеком, которые вы можете использовать. 

  • Сервис для создания лендинга: Tilda, Wix, uCoz

На лендинг вы будете вести клиентов с рекламы. Здесь вы подробно расскажете о платном продукте, закроете возражения, разместите отзывы и форму для оплаты курса. 

  • CRM: Tilda (есть встроенная), Битрикс24

CRM-система — это сервис, в котором вы будете хранить базу клиентов. В ней можно изучать данные по сделкам, записывать звонки отдела продаж, ставить задачи и назначать ответственных. 

Я очень рекомендую уже на старте проекта собирать контакты клиентов не в эксель-таблице, а в CRM-системе. Этот процесс лучше настроить и автоматизировать в самом начале, чтобы потом не расстраиваться, теряя клиентов. 

  • Сервис для проведения вебинаров: YouTube, прямой эфир в Инстаграме/VK/FB, PruffMe, Bizon365

Или сервисы для записи видеоуроков, если вы работаете именно с ними. 

  • Сервис для рассылки сообщений: MailChimp, UniSender, SendPulse, рассылка в соцсети

В зависимости от того, с какой аудиторией вы работаете, вы можете выбрать email-рассылки или рассылки в соцсетях (в каждой из них есть бесплатные и условно-бесплатные рассыльщики со схожим функционалом). 

  • Системы приема платежей: Яндекс.Кошелёк, Qiwi, Робокасса

Очень рекомендую зарегистрировать юридическое лицо уже на старте и не принимать платежи на карту. Проблемы с налоговой обойдутся вам гораздо дороже. 

  • Платформа для контента: Гугл-диск + мессенджер, VK/FB/Инстаграм/Телеграм, Смотри.Учись

На старте вы можете разместить учебный контент в гугл-док или в закрытых группах в соцсетях. Это бесплатно и помогает проверить спрос на ваш продукт. 

Коротко о том, почему не стоит выбирать сервисы, опираясь на цену?

Давайте разберем ситуацию выбора сервисов для онлайн-школы на примере. Представим, что вы запускаете онлайн-марафон по фейсбилдингу для женщин. Вы предполагаете, что на вашем марафоне участники будут смотреть 5-минутные видео, где вы выполняете упражнения. В качестве домашних заданий они будут снимать видео, где выполняют упражнения сами, а тренер будет давать на них обратную связь. 

Какие технические решения помогут вам это организовать?

Я могу предложить такой вариант:

  • лендинг можно сделать на Tilda 
  • там же есть встроенная CRM
  • видео в виде прямых инстаграм-эфиров в закрытой группе
  • рассылка на LeadFeed (или отказаться, потому что для этой аудитории e-mail может быть не первоочередным средством общения)
  • прием платежей на Яндекс.Деньги
  • задания прикреплять в сториз.

Эту систему можно собрать с минимальным бюджетом (по факту вы заплатите только за Яндекс.Деньги — 3% + 45 руб. за каждую транзакцию). 

Кажется идеально, да? Но есть нюансы.

Во-первых, в этой схеме много ручного труда. Например, вы будете вручную давать доступ в закрытый аккаунт в Инстаграме (и скорее всего, просить прислать вам скрин оплаты, потому что Яндекс.Деньги не предоставят вам ник участника). А еще непонятно, как соотносить email и инстаграм-ник в CRM. 

Во-вторых, эта схема очень плохо масштабируется. Если на марафон придут 20 человек, из которых 10 выполнят задания, вы легко его проведете и дадите людям качественную обратную связь. А если на марафон придут 200-300 человек? Скорее всего, в сплошном потоке вы пропустите какое-то количество домашних работ и получите негатив.

В-третьих, таким образом вряд ли можно организовать более сложное и дорогостоящее обучение. Для него потребуются личные кабинеты участников и общая система обучения. Она же LMS. 

Немного об LMS

LMS — это многофункциональное решение, которое закрывает основные задачи школы. Это система управления учебным процессом в онлайн-школе, которая включает:

  • работу с учебным контентом (возможность создавать уроки, загружать контент, создавать личные кабинеты учащихся)
  • настроить email-рассылки
  • создавать лендинги для курсов
  • оценивать обучение (писать комментарии на работы, создавать тесты)
  • собирать учебную аналитику
  • настроить коммуникацию со студентами (например, создавать учебные чаты внутри платформы). 

То есть, вы можете самостоятельно собрать набор из технологических решений. А можете купить GetCourse (или Monecle, или Антитренинги, или любую другую систему) и получить решение большинства технических вопросов. 

Минус в этом — LMS стоит денег (и иногда внушительных). А кроме того, возможно, вам придется докупать дополнительные сервисы для тех задач, которые она не закрывает.

Например, если вы пользуетесь GetCourse, вам нужно будет настроить себе еще платежную систему, которой у этой платформы нет. 

Но на мой взгляд, плюсы здесь перевешивают. Поэтому, выбирая технические решения, ориентируйтесь не на цену, а на рентабельность. Вы можете собрать курс на бесплатных сервисах и сэкономить. Но учитывайте, сколько в этом случае вам придется потратить на оплату труда сотрудников, которые будут выполнять руками те задачи, которые вы могли бы автоматизировать. 

Как выбирать технические решения?

Первое, что я могу сказать — невозможно выбирать технические решения, если вы не знаете, какой продукт и кому вы будете продавать. 

Не существует универсальных сервисов, которые подходят всем на свете. Поэтому до того, как вы выбираете сервисы для онлайн-школы, определитесь:

  • кто ваша целевая аудитория. Очень важно понимать, какого возраста эти люди, какой у них опыт онлайн-обучения. Иначе вы можете спроектировать премиум-обучение для 50-летних мужчин в Инстаграме и только на старте увидеть, что это не лучшая идея, потому что ваши ученики путаются в непривычной для них соцсети и уходят. 
  • как выстроен учебный процесс на курсе. Включает ли он вебинары, видео, дополнительные материалы, тесты? Как вы будете организовывать коммуникацию со студентами?
  • какая у вас маркетинговая воронка. Включает ли она лидмагниты, промовебинары или другие бесплатные мероприятия?

Только когда вы определились с концепцией онлайн-школы, можно приступать к подбору технических средств. На этом этапе вы уже знаете, какие процессы вам нужно наладить, чтобы запустить обучение. 

И вот на какие вопросы я рекомендую ответить, чтобы из сотен сервисов и программ выбрать те, что подходят именно для вашего проекта. 

  • Моему клиенту легко сделать следующий шаг?

Вы теряете клиентов, если ваше обучение организовано неудобно. Выбирая любое техническое решение, посмотрите на него с точки зрения удобства пользователя. Легко ли в нем разобраться? Подойдет ли оно для обучения людей с минимальной компьютерной грамотностью (а таких обычно большинство). 

  • Я легко смогу найти специалиста для настройки этого сервиса?

Что выбрать: новейший, довольно сложно устроенный сервис, с которым умеют работать не больше 10 специалистов на рынке? Или программу, которую настроит под вас любой адекватный техадмин? Лично я голосую за второй вариант. 

  • С этим сервисом будет работать моя воронка продаж?
  • С этими сервисами я смогу запустить основной продукт?

Мой совет: сразу выбирайте сервисы, которые позволят запустить основной продукт, а не только бесплатный марафон с ограниченным набором форматов и активностей. 

  • Эти сервисы помогут мне масштабироваться на сотни и тысячи клиентов?

Выбирайте технические решения, где процессы можно автоматизировать. Например, если вы вручную вносить контакты оплативших клиентов в таблицу, чтобы потом вручную же выслать каждому доступ к закрытой группе — это очень плохая история. 

  • Удобно ли команде работать с этими техническими решениями?

Большинство сервисов предоставляют тестовый доступ на несколько недель или месяц. Этого обычно достаточно, чтобы проверить, насколько вам удобно с ним работать. Пользуйтесь этой возможностью:)

Надеюсь, мои советы помогут вам подобрать технические решения, которые подходят вашему проекту. Удачи!

Хотите быстро стартовать в мире онлайн-образования? Возможно, вам подойдет профессия администратора онлайн-школы.

Расскажем о ней подробно на бесплатном вебинаре «Как стать администратором онлайн-школы». Вы узнаете:

  • чем занимается и сколько зарабатывает администратор онлайн-школы
  • кому подходит эта профессия
  • как быстро стартовать в новой сфере.

Записаться на вебинар

Вебинары, которые могут быть вам интересны