Стартап на миллиард: как запустить образовательный проект с минимальными затратами

В рубрике «Пятничный EdMarket» книга М. Спиридонова, В. Маковича «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство пр созданию диджитал-бизнеса». С разрешения авторов мы с удовольствием публикуем одну из глав книги.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Хотите получить пошаговый план запуска и развития образовательного стартапа?

Книга «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса», которую Максим Спиридонов, основатель «Нетологии-групп», написал в соавторстве с Вячеславом Маковичем, сооснователем Агентства Личного Брендинга «SLV» и венчурной инвестиционной компании AAA Trust, решает этот запрос. 

Вот что пишут о книге ее авторы:

«Для вас эта книга станет одновременно:

  • справочником, в котором вы найдете ответы на ключевые вопросы, актуальные для основателей, менеджеров и инве­сторов;
  • методичкой с набором действенных техник, шаблонов, при­меров и упражнений;
  • cборником реальных примеров российских IT-проектов.

Книга будет полезна начинающим предпринимателям, основа­телям уже действующих стартап-проектов, инвесторам, менедже­рам традиционных бизнесов, желающих запустить внутренний стартап для сохранения конкурентных позиций в новой техноло­гической реальности».

Сегодня мы публикуем одну из глав книги «Как создать MVP?» А на «Лабиринте» вы уже можете заказать книгу в бумажном варианте и прочитать целиком.

Несколько слов перед началом чтения

Что такое MVP? Это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет проверить гипотезы с минимальными затратами. Подробнее о том, что это такое и почему MVP — это спасение от прокрастинации и избыточного перфекционизма, читайте здесь

Важно! Ваша работа над образовательным проектом начинается не с MVP, а с идеи продукта, выбора ниши, анализа конкурентов и проблемных интервью, которые помогут вам сформулировать гипотезу об онлайн-курсе, который будет востребован на образовательном рынке и поможет покупателям достичь их целей. И только пройдя все эти этапы (подробнее о которых вы тоже можете прочесть в книге «Стартап на миллиард»), вы приступаете к созданию MVP. 

Как создать MVP?

глава книги «Стартап на миллиард»

Принципы

  • Не начинайте разработку полноценного продукта, по­ка не убедитесь в процессе проверки MVP в том, что такой продукт реально нужен и что люди реально готовы за него платить.
  • MVP (minimum viable product — минимально жизне­способный продукт) — это предельно усеченная (до главно­го) версия продукта, которая позволяет проверить гипотезы с минимальными затратами. 
  • Первичный запуск MVP позволяет многократно снизить риски проекта и лучше понять реальные приоритеты потен­циальных клиентов.
  • Практически для любого проекта можно найти вариант быстрого (не более нескольких недель) создания MVP.

Практика

Шаг 1. Выбрать проблему клиента, актуальность которой вы хотите проверить

MVP нужен в первую очередь для подтверждения соответ­ствия «проблема-решение» через реальные действия потен­циальных клиентов.

 Из всего списка проблем, выявленных в ходе проблемных интервью, выберите 1-2 наиболее актуальных и возможных для решения с помощью вашего будущего продукта.

Определите ключевые метрики, которые смогут подтвер­дить актуальность проблемы. Распространенные метрики:

  • «липкость» (уровень удержания пользователей);
  • процент активных пользователей;
  • конверсии различного уровня;
  • стоимость привлечения клиента (CAC);
  • доход с одного пользователя (ARPU) и доход с одного кли­ента (ARPPU);
  • коэффициент виральности (k-фАктор), в качестве которо­го может выступать, например, произведение сред­него количества приглашений, отправленных одним пользователем, на конверсию этих приглашений в ре­гистрацию либо соотношение количества пользовате­лей, пришедших по рекомендации, к пользователям, пришедшим в результате платных активностей по про­движению;
  • индекс лояльности (NPS).

У каждого показателя есть, как правило, свои отраслевые стандарты, с которыми можно сравнивать. При этом важ­но заранее обозначить целевые значения, необходимые для подтверждения гипотез.

Учим запускать образовательные стартапы на курсе «Руководитель онлайн-школы». 

Шаг 2. Определить MVP

Ваша задача — как можно раньше начать продажи своего минимально жизнеспособного продукта. Для этого вовсе не обязательно тратить существенные ресурсы. Например, ни­же несколько относительно простых в реализации вариан­тов MVP:

  • «Предварительный заказ» — сбор предзаказов на еще не созданный продукт через личные продажи, лендинг, де­монстрационные видео или просто анонс в социальной сети;
  • «Консьерж» — оказание услуги в ручном режиме вме­сто создания ИТ-решения для проверки ее затребованности;
  • «MVP одновариантного использования» — версия про­дукта, в которой пока работает только одна основная функ­ция;
  • «Уменьшенная версия» — реализация продукта для одно­го города или микрорайона либо для одной категории кли­ентов;
  • «Лидогенерящий MVP» — создание тематического инфор­мационного ресурса, способного выявить интересы и пове­дение пользователей, либо проведение тематического меро­приятия;
  • «Чужой продукт» — использование в качестве продукта чужого готового решения или прямая продажа продукта кон­курентов;
  • «Краудфандинговая кампания». Краудфандинг применим для В2С-проектов с массовым спросом и позволяет не толь­ко получить обратную связь о востребованности продукта, но и иногда собрать начальные инвестиции и привлечь внима­ние. Однако проведение краудфандинговой кампании требу­ет ресурсов на создание качественного видеопроекта и при­влекательного описания, на предоставление мотивирующих ревордов (вознаграждений для тех, кто поддержит проект), а также продвижение и обновление запущенной кампании.

Известными международными краудфандинг-платформами для ИТ-продуктов являются: Kickstarter, Indiegogo, Fundable, Wefunder, Seedlnvest. В России наиболее распространены Boomstarter и Planeta.ru.

Например, в «Нетологии» в качестве MVP часто используется проведение открытых за­нятий по исследуемой теме с дальнейшим индивидуальным общением с записав­шимися и тестированием возможности продажи им платного продукта.

«Aviasales был создан как мой личный блог. Я поставил WordPress, подтянул e-mail-рассылки из авиакомпаний и пу­бликовал различные спецпредложения со скидками. Посколь­ку я довольно часто летал, это позволяло мне значительно эко­номить на перелетах. У себя в блоге я написал, что я сделал та­кой сайт, и приглашал людей на него. Через месяц я увидел, что на нем есть трафик — 100-150 человек в день. Я понял, что людям это интересно. Разместил форму обратной связи, привел сайт в божеский вид. Где-то полгода он крутился сам по себе. Реклама на сайте приносила $30-50 в месяц. В какой-то мо­мент я перетряхнул все свои активы, посмотрел, что у меня есть, и выбрал Aviasales как наиболее интересный для меня проект».

Константин Калинов, основатель Aviasales.ru

Шаг 3. Запустить MVP и проконтролировать метрики

Запуск MVP позволит понять, приводят ли усилия по со­зданию продукта к нужным результатам и как в реальности ведут себя клиенты. При этом важно оценивать не только со­вокупные общие показатели, например, общий доход и об­щее количество клиентов, но и показатели отдельно по ка­ждой группе потребителей, которая вступает в контакт с про­дуктом. Каждую такую группу называют когортой. Когорты можно формировать как по определенным признакам ауди­тории, так и по датам начала работы с МУР.

Хотите узнать продолжение? Закажите книгу «Стартап на миллиард». 

Что еще почитать?

Как открыть “Нетологию” в собственной нише?

Как открыть онлайн-школу с нуля?

Экономичный стартап: как запуститься без миллионных бюджетов

Другие статьи