Как структурировать контент, чтобы студенты учились эффективнее?

Легко ли вашим студентам дастся онлайн-курс? Быстро ли они усвоят новую информацию и научатся ее применять? Или будут подолгу буксовать на каждой теме, не понимая, как она связана с предыдущим материалом?

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Все зависит от того, насколько удачно вы организуете структуру курса. Давно известно, что порядок подачи информации влияет на то, как ее запоминают. Это возможность максимально облегчить жизнь студента. Или же максимально ее усложнить.

Структура онлайн-курса это любые инструменты, помогающие упорядочить контент, начиная с разделения учебного материала на уроки, разделы, главы и заканчивая общей концепцией.

Еще больше об успешных онлайн-курсах узнайте на курсе «Методист в онлайн-обучении»

Чтобы упорядочить и структурировать контент:

Атлас ролей и компетенций в образовательном проекте

  • составьте карту курса, чтобы понять, какую информацию стоит исключить, какую добавить и какие теории вытекают одна из другой
  • проведите исследование аудитории и выясните цели студентов, с которыми они приходят на ваш курс. Исключите из курса информацию, которая не соответствует этим целям
  • выясните, какие базовые знания нужны для понимания каждого элемента курса. Есть ли в программе темы, которые студенты не поймут без предварительной подготовки или изучения другой темы. Например, на курсе EdMarket «Руководитель образовательного онлайн-проекта» студенты сначала анализируют рынок онлайн-образования и формируют идею проекта и УТП, а затем переходят к проектированию контента.

Итак, вы определились, какой контент войдет в онлайн-курс. Самое время выбрать подход к организации контента линейный или нелинейный. Давайте рассмотрим оба подхода и определимся, как их лучше использовать.

Линейная организация контента

Линейный подход означает, что студент получает информацию последовательно, переходя от урока к уроку. Этот принцип мы используем, когда учимся готовить и точно следуем рецепту. Или когда учимся читать и переходим от изучения букв к слогам и далее словам и фразам.

Линейный подход самый распространенный как в классическом образовании, так и в дистанционном.

Типы линейной структуры могут быть такими:

1) Список

Привычный способ подачи информации, когда, описывая что-то, вы перечисляете его характеристики или свойства.

Формат чеклиста использует тот же тип подачи контента мы двигаемся от пункта к пункту, пока не добьемся цели. Например, не подготовим ораторское выступление. Или не создадим онлайн-курс.

2) Проблема/решение

Подход, при котором мы сначала рассматриваем проблему, а затем оптимальное для нее решение (или несколько решений).

В таком формате проходит обучение с помощью кейсов. Например, в блоге EdMarket вы можете найти кейс о том, как компания столкнулась с проблемой: массовое обучение сотрудников не давало результатов. Решением стал переход от обязательного обучения к базе знаний, которой любой сотрудник может пользоваться в случае необходимости.

3) От простого к сложному

Модель обучения, при которой студенты изучают сначала простую информацию, чтобы затем опереться на нее, разбираясь с более сложными материалами. По этому принципу построены, например, ряд уроков в общеобразовательной школе: в курсе русского языка ученики сначала знакомятся с существительными, а затем, в более старших классах с причастиями как с более сложной частью речи. При этом учитель использует уже имеющиеся знания о частях речи, чтобы объяснить, что такое причастия.

4) От знакомого к незнакомому

Тип структуры, напоминающий подход «от простого к сложному». В этом случае, объясняя новый материал, спикер опирается на те знания, которые уже есть у студента. Здесь можно использовать метафоры, аналогии, примеры из смежных тем, чтобы слушатель онлайн-курса понял общую идею и легче освоил новую информацию. Например, чтобы объяснить бабушке, что такое электронная почта, можно провести аналогию с обычным и знакомым ей почтовым ящиком. Вся разница в том, что в обычный ящик почту приносит почтальон, а в электронный она попадает с помощью сети.

Почему линейная структура не панацея?

Потому что, используя линейную структуру, вы сводите инициативу слушателя к минимуму. Он изучает урок за уроком, без возможности выбрать, какой материал ему интереснее всего, или игнорировать ту или иную тему.

В каких случаях такой подход становится неудобством?

  • если вы обучаете неоднородную группу, которая состоит из новичков и более опытных слушателей. Линейная структура будет удобна начинающим, а вот у тех, кто неплохо разбирается в теме, может вызвать скуку.
  • снижается мотивация к обучению: у слушателя нет возможности выбрать собственный путь и индивидуальный подход.

Системный подход на курсе «Методист в онлайн-обучении».

Элементы нелинейной структуры

Пять правил, которые влияют на то, как мы учимся и работаем EdMarket

Чтобы создать более гибкий онлайн-курс, лучше использовать линейные и нелинейные элементы структуры, давая слушателям возможность стать сотворцами собственной образовательной траектории. Это не обязательно должны быть дорогостоящие ветвящиеся сценарии. Даже обычная гиперссылка может стать элементом непоследовательного представления контента.

1) Всплывающие окна с определениями и фоновым контентом

Определения в контексте (а не только в глоссарии, куда слушателю нужно постоянно возвращаться, чтобы освежить знания) запоминаются гораздо лучше. Поэтому хороший прием дополнить контент курса небольшими всплывающими окнами с полезной информацией.

2) Гиперссылки и дополнительный контент

Дополнительную информацию по курсу можно также включить в контекст, чтобы дать возможность слушателям сделать выбор: изучать только базовую информацию или пройти по ссылке в поисках дополнительной углубленной информации.

Такой контент может оформляться в виде гиперссылки как на сторонние (в случае курирования контента), так и на внутренние ресурсы.

3) Нелинейные уроки вокруг общего введения

Структура подходит для курсов, элементы которых логически не связаны друг с другом. Например, в случае, если вам нужно изучить инструменты для создания онлайн-курсов, при том, что каждый инструмент равноценен другому.

В этом случае можно воспользоваться нелинейной структурой, чтобы слушатели могли выбрать, в каком порядке им изучать контент.

4) Ветвящиеся сценарии

Структура, которая требует больших затрат, однако предлагает слушателям несколько сценариев обучения в зависимости от их выбора или уровня знаний.

Так могут быть выстроены, например, курсы для медицинских работников, где, в зависимости от выбора студента, состояние пациента улучшается или ухудшается.

Такие курсы довольно сложны в разработке, поскольку вам нужно досконально продумать несколько сценариев вместо одного.

Статья создана на основе материалов:

Другие статьи