Команда онлайн-школы: делегировать или справляться самому?

Можно ли запустить онлайн-курс в одиночку? Короткий ответ — «Да!». Но учтите, что, выигрывая в финансах, вы проигрываете во времени. 

Проектируем онлайн-курс, Анастасия Карпова

Анастасия Карпова

руководитель университета онлайн-профессий EdMarket 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Перед начинающим предпринимателем неминуемо встает вопрос: могу ли я запустить образовательный проект в одиночку или мне понадобится команда? Каких специалистов мне стоит нанять, чтобы закрыть все задачи, но не оказаться в кассовом разрыве?

Это вопрос соотношения денег и времени. Выбирая, вы ищете баланс между быстрым запуском (для которого нужна команда и весомый бюджет) и кропотливой самостоятельной работой над проектом (которая потребует времени и определенных навыков). Однозначного ответа на вопрос, запускаться самостоятельно или с командой, не даст никто, кроме вас самих. 

От идеи курса до запуска образовательного проекта. Пройдите весь путь во время обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы». 

Как принять решение?

Шаг 1. Оцените, какой путь вам предстоит проделать. Для этого можно использовать навигатор запуска онлайн-курсов от EdMarket. 

Шаг 2. Определите, какие задачи на этом пути вы можете взять на себя. Есть ли у вас навыки в:

  • создании текстов (для соцсетей, e-mail-рассылок, сайтов, рекламы)
  • создании лендингов
  • настройке рекламы
  • преподавании онлайн
  • создании программ и материалов для онлайн-курсов.

Даже если навыков нет, но есть желание разобраться в новом вопросе, вы можете взять ту или иную задачу на себя. Например, научиться верстать несложные лендинги в Tilda. Или вести онлайн-занятия, если у вас есть экспертиза и вы хотите преподавать самостоятельно. 

Но честно ответьте себе на вопрос: «Смогу ли я в этом быстро разобраться?» И здраво оценивайте свои силы. Например, стоит разобраться, в чем ваши слабые стороны и не брать на себя слишком ресурсозатратные задачи. Например, для меня такая задача — создание лендингов. Я могу своими руками сверстать лендинг, но эта задача займет слишком много времени — я буду «залипать» на подборе картинок и в целом результат окажется хуже, чем если бы я просто наняла фрилансера и заплатила ему за работу.

Шаг 3. Оцените финансовые возможности

Каким бюджетом вы располагаете на старте проекта? Можете ли вы позволить себе нанять сотрудников в штат? Или на этом этапе лучше нанять фрилансеров? Возможно, для вас будет целесообразно найти партнера, который вложится в проект финансами наравне с вами и закроет те задачи, которые вы не готовы брать на себя. 

Какие задачи не стоит делегировать?

Есть задачи, которые вы как руководитель онлайн-школы должны взять на себя. Поручить любую из них наемному сотруднику не получится. К таким задачам относятся:

  • выбор ниши
  • исследование целевой аудитории
  • выбор позиционирования и формирование уникального торгового предложения (УТП)
  • выбор стратегии маркетинга (именно вы определяете, с какими рекламными посылами проект выходит на рынок)
  • финансовое планирование
  • ценообразование
  • подбор сотрудников.

Если, например, у вас нет опыта в маркетинге, почти наверняка возникнет искушение нанять толкового маркетолога и доверить ему решать перечисленные выше вопросы. Но делать это нельзя. Вопросы стратегии развития образовательного онлайн-проекта (а все перечисленное выше именно про стратегию) вы должны решать сами. 

Это ваша задача — сформулировать ответ на вопрос: «Чем мы лучше конкурентов?» Это ваша задача — определить, к какой целевой аудитории вы обращаетесь и кто они — будущие покупатели ваших онлайн-курсов.

Именно вы должны дать команде информацию о сути проекта. А задача маркетолога, таргетолога, копирайтера и других специалистов — упаковать идеи в рекламные сообщения и донести до потребителей. 

Приведу пример. Каждый раз, когда мы в EdMarket запускаем новый продукт, мы проводим серию интервью с потенциальными пользователями, чтобы убедиться, что онлайн-курс решает их «боли» и будет востребован. Часть интервью мы отдаем на аутсорс, но я как руководитель обязательно беру себе выборку из 5 человек. Это немного, но мне важно понимать мотивацию студентов, их ожидания от продукта. 

Конечно, такие интервью — трудоемкая вещь, но ими не стоит пренебрегать. В результате вы получите массу инсайтов и сможете доработать продукт и сделать его лучше. 

Подробнее о том, как проводить такие интервью, читайте в статье «Customer development: инструкция по применению». 

Кто есть кто в команде онлайн-школы

Итак, мы определились, за что отвечает руководитель онлайн-школы. Давайте посмотрим, на задачи, которые берут на себя другие игроки команды.

Продюсер онлайн-курсов

Продюсер отвечает за создание актуального и востребованного образовательного продукта. Это человек, который организует работу команды, изучает конкурентов и состояние рынка, чтобы найти актуальные решения для создания продукта. 

Он отвечает за конечный продукт и его соответствие как заданным руководителем смыслам, так и ожиданиям рынка. 

Методист онлайн-курсов

Методист отвечает за создание продукта и образовательных траекторий. Интересно, что еще 2-3 года назад мало какой образовательный проект мог похвастаться наличием в штате методиста. Зато теперь это один из самых востребованных на рынке специалистов. И это на мой взгляд, говорит об экологизации рынка онлайн-образования и о том, что предприниматели все больше задумываются не только о продажах, но и о создании качественного продукта. 

Методист выстраивает обучение таким образом, чтобы слушатель (при выполнении домашних заданий и честной работе) получил результат, обещанный ему на лендинге. Кроме того, он собирает обратную связь от слушателей, чтобы дорабатывать образовательный продукт и делать его лучше. 

Технический администратор

Технический администратор, или технофея, — тот человек, благодаря которому студенты вовремя получают доступ к курсу, а все учебные материалы загружены на платформу в правильном порядке. 

Маркетолог

Маркетолог — специалист, который отвечает за то, чтобы об онлайн-курсе узнавала целевая аудитория и как можно больше рекламных сообщений доходили до адресатов. Он вместе с командой работает над презентацией вашего образовательного продукта на лендинге, в рассылках и других каналах. 

Менеджер по продажам

Менеджер по продажам — специалист, который общается с потенциальными слушателями ваших курсов, отвечает на вопросы и продает продукт.

Скорее всего, именно на этом специалисте сэкономить точно не получится. Вы как руководитель можете взять на себя звонки на старте проекта — это помогает понять запрос аудитории. Но дальше придется передать эту работу отдельному специалисту, иначе образовательный проект не сможет развиваться. 

Несколько слов в заключение

Таким образом, команда образовательного проекта может выглядеть так:

Разумеется, это не означает, что на старте у вас должны быть все эти специалисты. Как правило, в начинающих образовательных проектах 3-4 человека в команде берут на себя по несколько задач. Например, ваш продюсер может взять на себя функции методиста и координатора, а маркетолог писать тексты, заменяя копирайтера. 

Однако уже на старте важно представлять, какой объем работ предстоит взять на себя каждому члену команды, чтобы рассчитывать свои силы. 

Что еще почитать?

Минимальная команда для запуска онлайн-проекта

Как работать с удаленной командой и не разругаться со всеми?

Как открыть онлайн-школу с нуля?

Другие статьи