Как объяснить что угодно кому угодно?

Как говорить с людьми, чтобы они вас понимали? Советы для лекторов и маркетологов.

EdMarket Lab: как это было?

EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

В рубрике «Пятничное чтение от EdMarket» книга Ли Лефевер «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова?» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер»).

В книге рассказывается, как выстроить выступление, чтобы быть понятным, а не скучным или слишком академичным. Проблема, о которой идет речь, связана с так называемым «проклятием знаний» ситуацией, при которой эксперт не может донести суть своей специализации до тех, кто в вопросе не разбирается. Если вы работаете в сфере IT или продюсируете образовательные курсы, вы наверняка сталкивались с этой бедой, пытаясь объяснить тете или бабушке, в чем состоит ваша работа.

Почему эксперту так сложно передать свои знания?

Вот несколько причин:

  • любовь к деталям. Чем больше вы разбираетесь в той или иной области, тем больше понимаете, насколько сложно она устроена. Отсюда великое искушение рассказать как можно детальнее о своей отрасли. В результате слушатели «за деревьями не увидят леса» и заблудятся в нюансах, а в их головах останется лишь ощущение, что все это для них «слишком сложно».
  • обилие терминов и профессиональной лексики. Для эксперта терминология привычный язык, который позволяет продемонстрировать слушателям глубину его познаний. Но аудитория, к сожалению, может считать этот язык «птичьим» и пытаться гуглить значение каждого второго слова.
  • дистанция между экспертом и аудиторией. Часто эксперту, выступающему перед новичками, сложно поставить себя на место человека, незнакомого с вопросом. Он не думает над тем, что известно, а что нет аудитории, и не знает, что интересует слушателей.

Если вы хотите, чтобы из выступлений слушатели вынесли что-то кроме головной боли, стоит прислушаться к советам автора книги «Искусство объяснять».

Кстати, многие советы пригодятся и маркетологам, которые хотят выстраивать эффективные маркетинговые сообщения и доносить до клиента пользу своего продукта.

Все о продвижении образовательного проекта вы узнаете на курсе «Маркетолог образовательных продуктов».

Итак, как говорить так, чтобы вас слушали и слышали? Как сделать ваши объяснения понятными?

1. Изучите свою аудиторию

Перед тем как начинать подготовку выступления, узнайте, кто будет слушать. Это будут эксперты в вашей области? Люди, которые неплохо изучили базовый уровень и хотят продвинуться дальше? Новички, которые только знакомятся с вашей сферой?

От того, что знает аудитория, зависит язык, на котором вы будете с ней разговаривать, а также аспекты, на которых сосредоточитесь.

  1. Дайте слушателям контекст

Пункт особенно важен при разговоре с новичками. Ваша задача не начинать с частностей, а нарисовать картину в целом, чтобы слушатели поняли, зачем им новая информация и как они смогут использовать ее в повседневности.

Например, обучая начинающих бухгалтеров, не стоит начинать первый урок с определений дебета, кредита, доходов и других важных терминов. Этим вы добьетесь только того, что слушатели выучат определения и смогут правильно решить тест, но не поймут сути явления.

Гораздо лучше в этом случае начать с разговора о бизнесе, о том, как прибыль делает бизнес успешным и какой путь проходят деньги в компании. Так начинающие бухгалтера получат представление об управлении деньгами, и им будет легче оперировать конкретными понятиями.

Помните, что для новичков важнее вопроса «как?» (например, как использовать Google Doc) вопрос «зачем» (зачем мне нужен Google Doc, если я неплохо справляюсь, работая в Microsoft Word?). Только получив ответ на этот вопрос, слушатели заинтересуются нюансами работы в Google Doc.

  1. Расскажите историю

Информация, вызывающая эмоции, всегда запоминается быстрее, чем сухие факты. Аудитория поймет суть явления гораздо лучше, если вы расскажете о нем в форме истории.

Если вернуться к примеру с Google Doc, то объяснение в духе «это программа, позволяющая хранить текстовые документы в облаке» проигрывает объяснению в духе «представьте себе копирайтера Дениса, который только что отослал документ заказчику и вдруг обнаружил, что ему нужно внести важную правку. В случае с Google Doc ему не придется писать письмо с извинениями. Он просто зайдет в документ и исправит текст».

Простейший шаблон для истории, который часто используют маркетологи:

  • познакомьтесь с М. Он очень похож на вас
  • у М. есть затруднение, и он пытается его решить
  • он терпит неудачу, но вдруг находит решение
  • теперь М. чувствует себя отлично. Хотите чувствовать себя так же?

Обратите внимание, что истории не «волшебная таблетка» и далеко не всегда эффективны. Например, если ваша задача рассказать, как эффективнее делать ту или иную работу, вам незачем рассказывать о М., который умеет делать эту работу хорошо. Просто предложите слушателям инструкцию или чеклист с понятными действиями.

  1. Покажите связь между старой и новой идеей

Проектируем онлайн‑курс

Новое явление проще всего объяснить через знакомое старое. Придумайте аналогию, которая поможет слушателям понять суть явления, и вы будете убедительны.

Представим, что вам нужно объяснить, что такое e-mail бабушке. Вы можете уйти в нюансы и окончательно ее запутать, а можете сказать, что e-mail это письма, которые, вместо почтальона, приносит интернет.

Кстати, тем же способом пользуются сценаристы, когда им нужно продать сценарий студии и в двух словах объяснить суть будущего фильма. Описывая фильм «Чужой», сценарист определил его как «Челюсти в космосе». Сославшись на классический фильм Стивена Спилберга, он показал концепцию, размах фильма (а также его потенциальные будущие сборы).

Обратите внимание, что многие современные идеи имеют в основе нечто знакомое. Netflix это новый взгляд на кинопрокат, Groupon те же самые известные купоны, но в гораздо более удобной оболочке. Попробуйте использовать этот прием, рассказывая о новых для слушателей понятиях.

  1. Опишите, как слушатель будет применять в жизни новые знания

Обратите внимание, что речь не идет об инструкции или рецепте. Важно показать смысл действий, которые нужно совершить для достижения результата. Например, точно следуя рецепту, вы сможете испечь хлеб. Но если вы узнаете, зачем нужны в рецепте дрожжи и как от их количества зависит вкус хлеба, это даст вам гораздо большую свободу.

  1. Упрощайте информацию, обращаясь к новичкам

Помните, что ваша задача не продемонстрировать глубину своих познаний, а быть понятым. Для этого:

  • избегайте слов, которые могут быть непонятны аудитории (даже если лично вам они хорошо известны)
  • жертвуйте точностью ради понятности. Нет беды, если на ранних этапах вы покажете предмет более простым, чем он есть на самом деле. У вас еще будет возможность углубиться в детали, когда аудитория усвоит азы
  • сосредоточьтесь на общих идеях. Нюансы, сложные аспекты, противоречия оставьте их для более глубокого изучения. И помогите новичкам прежде всего разобраться в сути явления.

Еще больше о грамотной упаковке идей на курсе «Методист в онлайн-обучении».

  1. Ограничивайте себя, чтобы быть максимально полезным аудитории

Автор книги убежден, что разумные ограничения ключ к качественным лекциям и любым другим коммуникациям. Поэтому рассчитайте заранее:

  • сколько будет длиться ваше выступление (чем более краткими вы сможете быть, тем лучше)
  • сколько больших идей вы планируете донести до аудитории (в идеале, в одной речи не должно быть больше 1-2 больших идей)
  • перед какой аудиторией вы хотите выступать? (какой уровень погружения в тему у ваших слушателей?)

Как выступать перед публикой, чтобы не усыпить ее?

 

  • Расскажите о своих намерениях

В начале выступления поясните, о чем вы хотите рассказать и к какой цели стремитесь. Слушатели будут следить за ходом ваших мыслей внимательнее, если будут знать, куда вы ведете.

  • Экономьте время слушателей

Не лейте воду, не тратьте время аудитории, рассказывая информацию, которая им не нужна. Ваша задача — быть максимально полезным и рассказать о том, что может изменить жизнь ваших слушателей к лучшему.

  • Снизьте уровень шума

Мы живет в мире параллельных дел: десятков открытых в браузере вкладок, многозадачности, бесконечного «белого шума».

Позвольте слушателям во время вашего выступления отдохнуть от вереницы дел и сосредоточиться на чем-то одном. Постарайтесь выдержать и ваш рассказ, и презентацию в духе минимализма, чтобы ничего не отвлекало от основной идеи.

  • Используйте визуализацию

Лучше показать, чем рассказать. Поэтому используйте яркие понятные образы, чтобы проиллюстрировать свою мысль.

  • Не торопитесь

У слушателя не должно складываться ощущение, что спикер опаздывает на поезд. Помните, что даже если вы уже сформулировали основную мысль, это не значит, что аудитория ее усвоила.

  • Получайте удовольствие от выступления

И тогда аудитория тоже почти наверняка оценит ваше выступление.

Еще статьи по теме:

Чеклист для начинающих спикеров: инструкция по выживанию

17 вопросов, которые помогут лучше понять вашу аудиторию

5 советов, как подготовить эксперта к продающему вебинару

Другие статьи